Ходьба,
чередуемая с различными движениями, — прекрасное средство для
организации учебных групп, класса, а также для развития внимания
учащихся. К тому же такая ходьба содействует общему разогреванию тела,
что предполагает ее применение во вводной части урока. И еще один
методический совет: предлагаемые задания необходимо предварительно
объяснить, а иногда и показать. Важно, чтобы они не были трудными
первоначально; усложнять их следует постепенно и последовательно.
Умение
учащихся своевременно, быстро и точно выполнять нужные движения имеет
большое значение в их общей физической подготовке. Прикладные
упражнения, которые мы применяем для овладения учащимися быстротой и
точностью реакции, состоят из ответных действий на внезапно поданные
сигналы. Сигналы могут быть звуковые, зрительные (жесты, цвета) и
кожные (тактильные, например прикосновение).
Для примера приведем некоторые типовые прикладные упражнения:
а) по первому сигналу лечь на пол, по второму — встать и начать движение шагом;
б) по, заранее обусловленному сигналу первые номера прыжком ставят ноги врозь, вторые пролезают у них под ногами;
в) в соответствии
с заранее обусловленными сигналами выполняют: хлопок в ладоши, прыжок,
пауза на 2-4 счета, ускорение движения, переход в положение сидя или
лежа и т. п.; г) по первому из обусловленных сигналов остановка и пауза
на 4 счета, по второму — А хлопка в ладоши, продолжая движение;
д)
по внезапно названному числу продолжать движение шагом, выполнить
количество шагов, соответствующее названному числу, и затем на то же
количество счетов — пауза в положении стоя на месте, не приставляя ноги;
е)
по обусловленному сигналу быстрый поворот на 360° и движение шагом
вперед; ж) по сигналу «Руки!» 4 акцентированных строевых шага, по
сигналу «Ноги!» остановка и 4 хлопка в ладоши, стоя на месте.
Поделимся опытом обучения учащихся движению походным, строевым и гимнастическим шагом.
Начинать обучение походному шагу необходимо уже в I
классе. Для этого строим класс в одну шеренгу и, выйдя вперед,
объясняем, что движение походным шагом начинают по команде «Шагом
марш!». Подав команду, проходим вдоль шеренги в обе стороны и
показываем выполнение приема в целом. Затем указываем, что по
предварительной команде «Шагом!» необходимо немного подать корпус
вперед, перенести массу тела преимущественно на правую ногу, сохраняя
устойчивость, а по исполнительной команде ,«Марш!» начать движение с
левой ноги полным шагом. При движении ногу выносить свободно, не
оттягивая носка, и ставить, ее на землю, как при обычной ходьбе, руками
выполнять свободное движение около тела. Обращаем внимание учащихся на
то, что обычно средняя скорость движения составляет 110-120 шагов в
мин. при ширине шага от 70 до 80 см. Скорость движения вначале
обязательно задаем и регулируем путем ударов в бубен (барабан) или
гимнастической палкой об пол.
После
показа и. объяснения приступаем к изучению приема с учащимися. Вначале
разрешаем самостоятельно выполнить прием, для чего подаем команду
«Разойдись!». Ребята в свободном движении пробуют выполнить движение,
показанное нами. Затем строим класс в колонну по одному, (этому
учащиеся научились раньше) и начинаем: изучать прием вначале в
медленном темпе, а потом доводим скорость движения до нормальной.
Обращаем
внимание на то, чтобы ребята в движении свободно выносили ногу вперед,
не оттягивали носок и не поднимали его слишком: высоко, ставили ногу
на пол без напряжения, при этом руками выполняли свободное движение
около тела.
В
последующих классах мы обучаем, выполнению команд: «На месте, шагом
марш!», «Прямо!», «Стой!», «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!»,
«Реже!», «Полшага!», «Полный шаг!». Одновременно с приемом осуществляем
движение походным шагом.
Строевой шаг. Многие
учителя уже отказались от него и не используют на уроках, объясняя это
тем, что школа не армия. Строевой шаг является сложным приемом,
выполнение которого требует от учащихся большого напряжения,
собранности и умения координировать движения рук и ног. Именно поэтому
мы и включаем строевой шаг в содержание всех уроков физической культуры,
за исключением, конечно, лыжной подготовки. Обучение строевому шагу
начинаем с V
класса, постепенно доводя технику его выполнения у юношей в 10-11
классах до армейского образца. Вначале строим класс в одну шеренгу и,
выйдя перед серединой строя, показываем выполнение приема в целом, а
потом по разделениям. Объяснив, что движение строевым шагом начинают по
команде «Строевым шагом марш!», проходим вдоль строя в обе стороны.
Показав прием -в целом, осуществляем показ по разделениям, поясняя, что
по предварительной команде «Строевым шагом!» необходимо подать корпус
несколько вперед и перенести массу тела больше на правую ногу, сохраняя
устойчивость. По исполнительной команде «Марш!» начать движение с левой
но полным шагом.
При
движении строевым шагом, ногу с оттянутым вперед носком надо выносить
на высоту 15-20 см от земли и ставить твердо на всю ступню, отделяя в то
же время от земли другую ногу. С V по IX
класс максимальная высота выноса ноги вперед равна лишь 10 см. Руками,
начиная от плеча, ребята производят движения около тела: вперед —
сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались до пояса и на расстоянии
ладони от тела; назад — до отказа в плечевом суставе; пальцы рук в
естественном положении (полусогнуты): Голову и корпус держать прямо,
смотреть перед собой. Скорость и, ширина шага те же, что при движении
походным шагом..
Затем
размыкаем шеренгу на 1-2 шага и приступаем к обучению строевому шагу,
начиная с подготовительных упражнений. Например, чтобы учащиеся
поняли, как правильно осуществлять взмах руками при движении строевым
шагом, показываем подготовительное упражнение для рук. Упражнение
выполняют по разделениям на два счета. По счету «Делай раз!» необходимо,
сгибая правую руку в локте, выполнить ею движение около тела так,
чтобы кисть поднялась на уровень пояса; одновременно левую руку отвести
назад до отказа в плечевом суставе. По счету «Делай два!» осуществить
движение левой рукой вперед, а правой назад. Затем учащиеся, находясь в
разомкнутом строю, выполняют упражнение по разделениям. Далее, чтобы
научить ребят координировать движения рук и ног, показываем шаг на
месте. После усвоения упражнения дл рук и ног на месте переходим к
строевому шагу движении. В случае затруднений обучение проводи: по
разделениям. При обучении движению строевым шагом используем устный
счет, барабан, а при не- обходимости музыкальное сопровождение в
характере марша.
Для развития ловкости (координации движений в старших классах одновременно со строевым шагом изучаем повороты в движении.
Несколько
слов о методике использования ходьба как средства, формирующего у
школьников необходимые двигательные навыки. Нагрузку в ходьбе
регулируем:
1. Изменением темпа.
2.
Чередованием способов передвижения— например, ходьбы с бегом, походного
шага с ходьбой пригнувшись (в полуприсед полном приседе), ходьбы с
бегом и переползанием и т.п.
3.
Изменением наклона или рельефа местности ходьба по наклонной
гимнастической скамейке; с переползанием под снарядами; в гору; ходьба
по кочкам предметам, по песку, снегу и пр.
4. Изменением продолжительности ходьбы.
5.Изменением веса переносимого груза.
6.Изменением
способов ходьбы (ходьба на носках, пятках, скрестным шагом, в приседе,
выпадами) с использованием гимнастической скамей тумб, гимнастического
козла, гимнастического коня гимнастического бревна. |