Навахо относились к бегу серьезно и бегали быстро. Жрец
навахо, «говорящий бог», будил молодых людей утром со словами: «Вставайте,
внуки, настало время бежать, чтобы вы были здоровы и благополучны». Он был
«дедом богов», вождем, путешествующим на радуге и лучах солнца и объяснялся
посредством мимики. Он давал людям советы и оценивал их предприимчивость,
мужество и ум — качества, которые мог развить бег.
Рекс Ли Джим вырос в традиционной семье в Каньон-де-Шелл.
Отец будил его в половине пятого утра, до восхода солнца, чтобы совершить
утреннюю пробежку в восточном направлении. Рекс Ли Джим бежал и пел песни о
пумах, антилопах и оленях — бежать было легче.
Его дед варил листья шалфея, и юноша перед пробежкой
выпивал настойку, чтобы вызвать тошноту и очистить таким образом тело. На
половине пути Рекс и товарищи останавливались и засовывали себе в глотку
орлиные перья, снова вызывая рвоту. Они насыпали в обувь песок, чтобы закалить
ноги, и бежали, набрав в рот воды и дыша через нос, чтобы развить носовое
дыхание. Воду они выплевывали через шесть километров.
Зимой юноши закалялись на снегу. После второго снегопада
они выходили на холод, одетые лишь в мокасины и стряхивали снег с деревьев на
свои тела. Такая закалка делала их устойчивыми к холоду.
Индеец племени навахо рассказывал: «Я купался в снегу так
долго, как мог, чтобы развить голос, я кричал что было силы. Потом я поднялся,
надел мокасины и побежал к дому. Когда я бежал, мое тело было покрыто тонкой
коркой льда, она потрескивала на всем моем теле и пенисе. Пенис был весь
обморожен. Это было хуже всего. Перед тем как вернуться домой, я искупался в
снегу еще раз».
Апачи требовали от своей молодежи еще большего. Мальчику
рано прививали выносливость, устойчивость к боли и мужество — самые важные
качества в борьбе за жизнь. Бег принадлежал к числу повседневных явлений,
формирующих духовно и физически отважных людей. Отец учил сына: «Вставай до
восхода солнца и беги в горы. Назад вернись засветло. Ты должен это сделать, и
я приказываю тебе сделать это. Я буду закалять тебя, чтобы из тебя получился
мужчина. Твоя воля разовьется, твои ноги разовьются, никогда не оставляй
бега».
Апачи бегали с тяжестями, прыгали в ледяную воду,
дрались, старались обходиться минимальным количеством пищи. Мужчины,
руководившие тренировками, натравливали своих подопечных друг на друга, как
диких быков. Рассказывают, что тренер стрелял из ружья по ногам своего
ученика, бежавшего вниз по склону, чтобы тот подтвердил свое умение уворачиваться
от пуль. Апачи ухмылялись, слыша такие истории, струсить для молодого человека
означало навлечь на себя позор. Двухдневный бег без отдыха и еды завершался
периодом тренировок. После этого шестнадцатилетние апачи могли стать
полноценными воинами.
Военная тактика апачей отличалась внезапным нападением и
быстрым отступлением назад. Они передвигались ночами, днем отдыхали в высокой
траве. Пищу ели холодной. Они укрепляли зубы, чтобы те не выпадали с
возрастом, и почти не разводили огня, дабы не быть обнаруженными. В первых походах
молодые воины дополнительно бегали еще по утрам и вечерам, перепрыгивали через
ручьи, мочились у деревьев и выли, чтобы почувствовать себя степными волками.
Это приносило удачу. Молодого воина приучали к долгому ночному бегу после нападения
из засады и налета. Врагов поражала дальность действия апачей. Известный вождь
апачей по имени Джеронимо (1829—1909), долго отказывавшийся подчиняться белым,
прибегнул к тактике внезапного нападения в Мексике. Его воины двигались маленькими
группами со скоростью двенадцать миль в сутки по совершенно непроходимой
местности.
Будучи уже подростками, но, еще не вступив в брак,
мальчики апачей должны были обязательно принимать участие в осеннем беге. Апачи
полагали, что самыми быстрыми были неженатые юноши, не имевшие сексуального
опыта. Приобретя последний, юноша терял жизненные силы и не мог достигать
прежней скорости.
Если мальчики не бежали эстафету, они заболевали и
состояние их становилось плачевным. Эстафета укрепляла молодежь и, согласно
преданию, зародилась еще в мифические времена.
Давным-давно было на земле изобилие всевозможной пищи —
и мясной, и растительной. Выращивание и сбор урожая не имели сезонного
характера, и людям не приходилось решать эти проблемы. Солнце и Луна решили
поделить между собой год, чтобы разным временам года соответствовала разная
пища.
Луна сказала:
— Я ставлю
против тебя все мои плоды.
Солнце сказало:
— Я ставлю
против тебя всех моих зверей.
Солнце и Луна договорились бегать каждую четверть года.
Они побеждали по очереди, так как люди не могли питаться только мясом или
только растительной пищей, им нужно было и то и другое. Таким образом, и апачи
продолжили этот ритуал. Если бы они отказались от него, наступил бы голод.
Индейцы делились на две команды — горшечников и равнинных
жителей. Первые представляли Солнце и его животных, вторые — Луну и растения.
Апачи верили, что Луна связана с водой, которая приливает весной и
оплодотворяет землю, подобно тому как женщина рожает детей. Луна олицетворяла
женское начало, а Солнце — мужское, поэтому оно и было связано с животными.
Изначально эстафета была приурочена к сезону охоты.
Позднее она превратилась в трехдневный ритуал, начинавшийся 13 сентября.
Задолго до праздника участники отказывались от мяса,
табака и женщин. Они тренировались и натирали стопы золой подсолнечного
стебля, чтобы сделать суставы гибче и бегать быстрее, они жевали корни подсолнуха
и натирали ноги. На месте проведения эстафеты ставились две изгороди. Дорожка
проходила там, где в первый раз звери и растения бежали вокруг земли.
Приближался первый день праздника, зрители собирались и
разбивали лагерь. С восточной и западной сторон дорожки мужчины воздвигали по
священному алтарю. Между двумя лагерями и располагалась беговая дорожка,
размеченная четырьмя камнями разных цветов, под которые клали свежие перья быстрокрылых
птиц. Если дорожку пересекала женщина в период месячных, считалось, что это
уменьшает шансы участников на победу.
После тщательного отбора на третье утро начинались
соревнования. Тела участников были должным образом выкрашены и разрисованы,
мужчины пели, в то время как юноши танцевали на беговом поле с девушками,
которых предстояло выдавать замуж. Это был своеобразный ритуал плодовитости, и
для девушки считалось большой удачей найти себе жениха после эстафеты.
Танцующие пары встречались на середине поля, окруженные
ликующими зрителями. Четверо пожилых мужчин первыми не торопясь бежали по
дорожке, символизируя собой четыре сверхъестественные силы. Когда двое стариков
достигали западного края, два молодых бегуна срывались с места на полной скорости
— тут, собственно, и начиналась эстафета, — а когда они добегали до камней, их
сменяли другие. Таким образом соревнование проходило до тех пор, пока одна из
команд не получала преимущества более чем на половину длины беговой дорожки.
Эстафета продолжалась до победы либо пока одна из команд не признает поражения
— а это могло занять очень много времени, поскольку воля к победе была сильна и
просто так юноши не сдавались.
После бега все в радостном настроении целую ночь
предавались пиршеству и танцам. На следующее утро трехдневный праздник подходил
к концу.
И навахо, и апачи практиковали ритуальный бег при обряде
инициации подростков. Кинаалда — ритуал племени навахо, где бег символизировал
женственность и силу воли, которые должна была приобрести посвящаемая девочка.
В течение четырех дней семья праздновала ее первые месячные. Каждый день она
бежала три раза — каждый раз дольше предыдущего, чтобы продлить жизнь, укрепить
тело и принести удачу в мир.
У индейцев племени йорок, живших на территории
современной Калифорнии, бег означал больше, чем собственно бег: это понятие
включало в себя и всевозможные укрепляющие упражнения, и борьбу, и плавание, и
многое другое. У индейцев ходили легенды об одном человеке, который носил камни
с Тервер-Крик на вершину Красной горы. Сначала это были маленькие камни, но
потом он перешел на валуны. Ему шел тогда третий десяток, и он оставил после
себя огромную гору камней, как напоминание о многочисленных тренировках в
молодости.
Следующим шагом девушки и юноши племени йорок изучали
хохкеп — магические практики, позволяющие общаться с невидимыми силами и контролировать
самих себя. Здесь использовался особый вид бега — скользящим стилем, не
расходуя силы. Бегун как бы растворялся в природе.
Важную роль играла визуализация. Энергия, силы,
затрачиваемые бегуном, принадлежали природе, а не ему. Бегуну следовало
концентрироваться не на том, как ноги касаются земли, а на том, что земля забивается
в обувь. Постепенно бегун все более полагался на землю, по которой бежал, и все
шло своим чередом. Учеников приучали воспринимать воздух как канат, который
можно было перетягивать на себя посредством техник дыхания и движения рук.
Последним испытанием служил трехдневный бег по горной местности — бег вечером и
ночью, а днем — отдых и медитация. Бег был важной частью духовного роста и
важным навыком для колдунов, которые играли в индейском обществе далеко не
последнюю роль.
Индейцы племени хопи бегали, чтобы вызвать дождь, — это
называлось симпатической магией. Их вождь бежал босоногим и почти голым, чтобы
дать знать о своей просьбе небесным властителям.
Первый день он бежал по большому кругу, поскольку небесные властители
обитали на больших расстояниях. Он бежал на северо-запад, юго-запад,
северо-восток и юго-восток, чтобы привлечь внимание всех властителей небес. С
каждым днем он уменьшал радиус круга. Мы хотим, чтобы небо приблизилось к земле
настолько, как это бывает в дни праздничных церемоний, и щедро одарило дождем
наши дома и нашу землю. |