Критики марафонского бега рассматривали его как
спортивный фанатизм, распространившийся с Олимпийскими играми, преувеличенное
желание превзойти границы человеческих способностей на глазах тысяч зрителей.
Видные журналисты Англии, Германии, США, Скандинавии и других стран придерживались
сходного мнения: марафон стал ненормальным отклонением в развитии спорта. Но
немногие журналисты имели в этой области непосредственный опыт, а к мнению
самих спортсменов не очень прислушивались.
Бег 1908 года имел также и некоторое политическое
значение. Американский президент Теодор Рузвельт выразил некоторое сомнение по
поводу целесообразности соревнования, влекущего за собой столько разногласий
и шума. Одновременно с этим он использовал достижения спортсменов как символы
национальной мощи и силы. Он также охотно приветствовал и окружал себя
знаменитыми спортсменами. В одном из частных писем Рузвельт выразил
недовольство по поводу того, что на стадионе Уайт Сити итальянцу помогли дойти
до финиша; в своем патриотизме президент полагал, что таким образом англичане
пытались принизить победу Америки.
Летом и осенью 1908 года Дорандо Пьетри был самым
известным в мире спортсменом. Дисквалификация усилила симпатии к невысокому
человеку с большими глазами и элегантными усами. В Лондоне в его пользу был
организован денежный сбор, собравший 300 фунтов, на родине его также не
обделили. Непосредственно после игр в Лондоне стоило Пьетри появиться,
например, на сцене театра, народ поднимался и начинал аплодировать ему. В
Пьетри было нечто галантное, в его скромности, сочетавшейся с благородством,
это замечали и художники. Журналисты и карикатуристы многих стран стрались
заработать на этом. Американцы назвали мелодию Ирвинга Берлина «Дорандо». Фильм
об Олимпийских играх 1908 года собирал полные залы в США и Европе.
Американцы поддерживали желание заработать на лондонских
событиях 1908 года. Чтобы обеспечить устроителям хороший доход, действие должно
было разворачиваться на арене, а в Америке это означало—в закрытом помещении,
так что публика могла, заплатив хорошие деньги, увидеть все происходящее в
непосредственной близости. В течение четырех месяцев после Лондона Дорандо и
Хейес выступали перед 12 000 американских зрителей в Нью-Йорке. Их, как
боксеров, выводили на арену, толстым слоем стелился сигарный дым, бег держал
зрителей в напряжении. Оба были одеты в ту же форму, что и в Лондоне, не считая
рекламы сигар на майке Дорандо. Здесь находились щедрые спонсоры.
Итальянец взял реванш в совершенно невозможной
обстановке, итальянские иммигранты даже выскочили на дорожку и пробежали с ним
два последних круга. Так был дан толчок целой серии марафонских забегов в США,
когда двое вызывали друг друга и спорили на хорошие суммы, в то время как их
организаторы загребали прибыль с таких соревнований. Привлеченные возможностью
заработка, бегуны выступали на так называемых марафонских цирках, собиравших
в 1908—1911 годах большое количество народа и получивших в прессе названия
«Марафонская лихорадка» и «Марафонское безумие».
Критикам профессионального спорта и марафона бег на
деньги, появившийся после Олимпиады 1908 года, виделся явлением отрицательным.
Но критики не спорили, что организованный спорт породил
новых героев. Они были, так же как и все остальные, из плоти и крови, но
занимали недосягаемые высоты и удовлетворяли древнюю людскую потребность в
героях. Герои давали вдохновение и уверенность, они указывали путь людям в
необъятном мире. Они были и легко узнаваемы и при этом превосходили
человеческую природу. Чувствовалось нечто мистическое, когда Дорандо и его
конкуренты бежали к финишной черте — как в классической драме. От марафонцев веяло
каким-то самозабвением, напоминавшим о монашеской жизни. Обладали ли они
знаниями, недоступными другим?
Драма, участником которой стал Дорандо, повлекла за
собой интерес к легендам, связанным с бегом на длинные дистанции и дискуссии об
опасности марафонского бега для здоровья человека. На марафоне имел место и
смертельный случай, это произошло на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году, когда
португалец Франсишку Лазаро не выдержал палящего солнца. Пробежав три мили, он
упал на землю, его тотчас подхватили медики, но он скончался, проведя без
сознания четырнадцать часов.
Принимая во внимание события 1908 и 1912 годов, понятен
общий спад интереса к марафону в последующие годы. Дискуссия о том, насколько
бег был вреден для сердца, продолжалась несколько лет. Врачи ошибочно
полагали, что низкий пульс и большое сердце создавали группу риска. Они
считали, что кровь, которую нагоняет чрезмерно большое сердце, слишком сильно
давит на стенки сосудов и что «давление» сокращает жизнь бегуна.
Сам по себе марафон считался рискованным видом спорта,
несмотря на то что исследователи из Бостона утверждали, что сердце справляется
с такими нагрузками. Марафон не был вреднее других видов спорта, которыми
занимались молодые люди.
Самое основательное исследование было предпринято в 1909
году в США. Группа врачей организовала марафонский бег в Питтсбурге. Все
пятьдесят пять участников заполнили анкеты, указав при этом сведения,
касающиеся истории болезней, питания, тренировок, потребления алкоголя и
табака. Врачи измерили величину сердца, звук сердцебиения, пульс и взяли
анализы мочи до и после бега. Несмотря на тяжелый путь по пересеченной
местности, врачи не обнаружили перманентных изменений в организме спортсменов.
Но скептицизм по отношению к спорту, требовавшему высоких нагрузок, не
исчезал. Эксперты и народные массы скептически относились к нему, поскольку
это было в новинку. Такой спорт явился символом нового времени, вступавшего в
свои права в конце XIX и на протяжении XX века, — эпохи, в которой определяющим
стало требование к повышению эффективности промышленного производства, а
главным рычагом, управляющим жизнью, стало время. |