Ноги у бегунов переразвиты.
Сократ
Некий человек, рожденный в греческом городе-государстве
Аргос примерно в 350 году до н. э., звался Эгеем.
Нам неизвестны детали его воспитания, но мы можем
обратиться к многочисленным источникам того времени, относящимся к бегу. С
уверенностью можно сказать, что определяющим моментом воспитания Эгея, как и
других свободных греческих юношей того времени, была гимнастика. Мальчики в
Древней Греции начинали заниматься борьбой, гимнастикой и бегом под
руководством совершеннолетних. Их дебютом становился бег с факелами на местных
религиозных праздниках, они бегали эстафетами и поодиночке, представляя свою
гимназию (от gymnos — обнаженный). Эгей бежал голым и босым, его тело было
натерто оливковым маслом. Бежал он на спортивной площадке, крытой на случай
непогоды. После тренировки ученики купались, общались со своими товарищами и
старшими учителями, в общем, делали все, что нужно юноше для того, чтобы стать
достойным человеком и умелым воином. Близкие отношения молодых людей со взрослыми
были в Греции в порядке вещей, хотя позднее юноши женились и создавали свои
семьи. Родители приучали своих сыновей вращаться в среде взрослых мужчин и
учиться жизни.
В Аргосе были и квалифицированные тренеры. Этот город
принадлежал к числу самых древних и высокоразвитых греческих городов, благодаря
крепостным стенам удавалось сдерживать врага еще на дальних подступах;
множество скульпторов и архитекторов родились здесь. Здесь родился человек,
придумавший диск для метания, здесь же с высоких башен астрономы наблюдали за
звездами. В этом городе-государстве рос Эгей.
Тренеры особо останавливались на технике и объясняли
важность бега по глубокому песку — это и щадило ноги, и было тяжело. Ученики
закрепляли грузы на ногах или несли на себе снаряжение — это был известный
античный прием. Юноши бегали туда и обратно по стадиону; за его пределы они
выходили редко, так как соревнования, к которым они готовились, проходили на
двухсотметровых дорожках, в Олимпии длина дорожки составляла 192 метра.
Но Эгей не спринтер. Он обладает легким телосложением,
вынослив, и с годами его выносливость растет. Его конек — длинные дистанции.
Сначала Эгей выступал в своем родном городе. Потом он
вместе со своими товарищами по гимназии выбрался за городские стены, чтобы
попытать счастья, соревнуясь со своими сверстниками; самым молодым бегунам в
Греции — и в самой Олимпии — было по тринадцать лет. Аристотель и многие другие
философы выступали против такого раннего начала, так как лишь немногие из тех,
кто был в числе лучших бегунов среди детей, достигали вершин в зрелом
возрасте.
Достижения Эгея становятся все заметнее, и в 327 году до
н. э. он решил принять участие в Олимпийских играх. Ведь он, помимо всего
прочего, служил бегуном в родном городе и всегда готов был выполнить любое
поручение, будь то предупредить о войне, возвестить о званом обеде, свадьбе или
жертвоприношении. Все в городе его знали, все видели постоянно спешащим
куда-то с поручениями, и он всегда был на месте, когда случалось что-то важное.
Поздней осенью 327 года до н. э. Эгей начинает подготовку
к следующим Олимпийским играм, которые состоятся в августе. Десять месяцев —
обычный срок тренировки для профессиональных атлетов, устремленных к
олимпийским вершинам.
Эгею надо было постоянно тренироваться и придерживаться
советов своего наставника относительно питания, отдыха, солнца и сна. Он не
должен был переедать или пить слишком много вина, ему надлежало следить за
своим весом, хотя последний и находился в норме сам по себе благодаря
постоянным тренировкам и работе бегуна. Тренеры рекомендовали также и
сексуальное воздержание, чтобы не растрачивать силы перед соревнованием.
Месяцы лихорадочных тренировок позади. Перед тем как
отправиться на Олимпиаду, Эгей возносит молитвы богам, как это обычно делали
греки, чтобы им сопутствовала удача, и дает обещания, которые он должен будет
исполнить в случае победы. Ведь он бежит не один. Боги и духи предков парят
рядом и наблюдают за всем, что происходит: люди всего лишь маленькие фигурки в
большой игре, в том числе и на спортивной арене. Эгей живет в обществе, где все
находится под покровительством богов — действия человека, постройки, природа,
деревья и реки. Все, что он видит и слышит, — знаки, которые он старается
понять, чтобы узнать о гневе или расположении богов.
Эгей и сопровождающие его отец и братья покидают Аргос и
направляются в Элис. Им предстоит тяжелая и серьезная, но почетная миссия. Эгей
будет представлять родной город на самом масштабном и престижном из всех
греческих соревнований. В детские и юношеские годы Эгей слышал истории о
бегунах, имена которых давно забыты, о героях, полубогах, и мечтал повторить их
путь. Он готов отдать все силы, чтобы завоевать себе такой же статус и
осознать, что потомки будут благоговейно произносить его имя и воздвигнут ему
статую. Лучи славы героя падут и на его семью и на родной город.
Они прибывают в Элис, город полон подтянутых,
амбициозных спортсменов, ожидающих первой полной луны после солнцестояния —
времени начала Олимпийских игр. Эгей засвидетельствовал свое прибытие перед
элийскими судьями. Теперь ему предстоит последний месяц тренировок в изоляции
от окружающего мира. Благодаря такому порядку, который действовал и на других
греческих спортивных играх, только лучшие доходили непосредственно до
соревнований. Многие к тому же прибывали издалека по морю, и им требовалось
время, чтобы вновь привыкнуть к твердой земле.
По прибытии в Элис слово тренера уже не было законом,
хотя тот и мог наблюдать за тренировкой. В Элисе тренироваться, питаться,
отдыхать и спать приходилось немного по-другому. Город был слабо населен,
преимущественно жрецами, которые следили за святилищами и храмами, а также
проводили культовые и спортивные праздники. Прибывавших сюда перспективных
юношей ожидал жесткий режим спортивных лагерей, выдержать который могли лишь
самые сильные. В Олимпийских играх могли участвовать лишь греки, сыновья
свободных граждан. Но Эгей знает, что это не так. Он знает, что конкурентами
его будут выходцы из Северной Африки, Египта и других средиземноморских областей,
среди них будут также и вчерашние рабы, которые благодаря своим спортивным
талантам получили свободу и гражданство.
За два дня до начала игр Эгея и его конкурентов вызывают
к десяти судьям. Они могут направляться в Олимпию прежде остальной процессии.
От Элиса до Олимпии шестьдесят километров, это расстояние все должны преодолеть
вместе. Странная процессия начинает свое движение: сперва судьи, одетые в фиолетовые
одеяния и с цветочными венками вокруг шеи, за ними спортсмены, окруженные
тренерами и родственниками, и повозки, лошади и жертвенные животные — среди
прочего, сто быков, вскормленных на окрестных полях. И наконец, замыкают
процессию зрители, наблюдавшие за тренировками. Путь из Элиса в Олимпию
продолжается два дня, и это не лучшая тренировка для спортсменов.
Путь лежит по пересеченной местности, по разбитым
дорогам и тропам. Зрители проделали большой путь по воде и по земле, чтобы
увидеть Олимпийские игры. Сейчас здесь представлена вся Греция — от Марселя до
Черного моря. Здесь и темнокожие североафриканцы, и арабы, и жгучие блондины, к
тому же есть и болельщики, которые постоянно ездят на спортивные встречи, чтобы
поприветствовать спортсменов из своего города.
Зрители приближаются к Олимпии. Здесь они встречают
буйную жизнь, разукрашенных проституток, которые за несколько дней получают
годовой заработок, распахнутые лавки торговцев и ведущих жаркие дискуссии
философов. Здесь же видны храмы, бани, стадионы, большой ипподром и священное
оливковое дерево, с которого собирают листочки на венки победителям. Историки
громко, как глашатаи, зачитывают свои творения, сюда же прибыли и поэты,
готовые слагать стихи в честь новых победителей. Люди самого разного сорта
стянулись сюда, чтобы извлечь какую-то выгоду из грандиозного события. Ночуют
они в палатках или под открытым небом, составляя пеструю и полную ожиданий
людскую толпу. Но, не считая проституток, которые выполняют свою работу,
замужним женщинам вход на стадион запрещен. Уличенных же в попытке просочиться
на стадион сбрасывали с близлежащего обрыва. В идеале во время Олимпийских игр
во всей Греции должно было наступать перемирие. Ведь это было состязание, в
котором были заинтересованы все города-государства и которое все хотели сохранить.
Серьезность у Эгея в крови. В Греции победитель получает
все, и особенно спортсмены-спартанцы презирают поражение. Если спартанец
проигрывает на бегах, это значит, противник превзошел его в скорости, но не в
воле к победе. Эгей становится еще более серьезен, когда он со своими
помощниками приносит присягу перед судьями и статуей Зевса и клянется не
нарушать правил. Магия и проклятия входят в тактику бегунов.
На четвертый из пяти дней игр проводились соревнования
по бегу. Участники соревновались также в боксе, борьбе, скачках, пятиборье и
других видах спорта.
Эгей бежит длинную дистанцию, первую из трех дистанций,
намеченных на этот день. Бег состоится ранним утром, немного спустя после
восхода солнца, пока еще не слишком жарко. Он рано поднялся, тренер дает ему
последние наставления и делает массаж, он произносит священные формулы и
приносит обеты богам. Огромный лагерь оживает, усталые лица выглядывают из
палаток, и на ближайших холмах тысячи людей собираются в группы.
Тридцать—сорок тысяч человек стряхивают утреннюю усталость с глаз и занимают
места на стадионе в Олимпии, когда первые лучи солнца играют на вершинах
холмов. Первые зрители пришли на стадион еще ночью, чтобы занять лучшие места.
Эгей и двадцать его соперников натирают оливковым маслом
свои обнаженные тела и ждут, когда их позовут к воротам стадиона. Согласно
греческому обычаю, соревнования проводились без одежды. Обнаженное тело
служило запугивающим средством и на войне. Вокруг спортсменов, выполняющих разминку
и разогревающие упражнения, стоял запах оливкового масла.
Эгей слышит барабанный сигнал, призывающий их к доликосу
— длинной дистанции, которая в Олимпии насчитывала 24 дорожки: 4,6 км.
— Выходите! —
выкрикивает судья. Каждый участник обходит стадион, в то время как глашатай
называет его имя и родной город — может ли кто-нибудь из присутствующих
подтвердить его свободу и доброе имя?
Все направляются к священной серебряной урне, чтобы
тянуть жребий и определить стартовые места.
— Соревнование
начинается, приготовьтесь к испытанию, победа лежит в длани Зевса, —
возглашает герольд после того, как жребий брошен.
После того как падает гисплекс — канат, обозначающий
место старта, — спортсмены всей толпой устремились к концу стадиона и назад —
круговой бег был грекам неизвестен. Эгей вошел в свой твердый ритм, у него была
хорошая позиция и в конце концов он вырвал победу.
Тренеры, родственники и земляки кричали от радости. Они
носили его на руках и чувствовали себя счастливейшими людьми на свете — позднее
в течение дня они гордо ходили по лагерю и приглашали людей на торжественный
пир в честь Эгея с вином и жареным мясом. Празднование продолжалось и ночью.
Народ пел, плясал и восхвалял Зевса за то, что тот даровал им победителя. В
такие ночи в Олимпии кипела жизнь, горели костры и слышался гул голосов на
разных языках и диалектах. Но в этот раз победителя, который обычно был в
центре внимания, на месте не было.
Эгей захотел показать, насколько он был вынослив, и
продолжил бег тотчас же после церемонии награждения. Он бежал через леса и
реки, по плоскогорьям и тропинкам — 100 км до Аргоса, и тем же вечером вбежал в
городские ворота, взмокший и счастливый. На улицах воцарилось смятение, начался
праздник, поздравления, речи и здравицы в честь победителя.
Так как он явился выдающимся бегуном и проявил такую
заботу о земляках, то было принято решение поставить статую Эгея, которая
полагалась победителю Олимпиады, и на стадионе, и в его родном городе.
|