Коренное население всей Америки бегало. Чтобы почтить
своих умерших предков, эскимосы самых холодных областей в январе соревновались
друг с другом на так называемом Фестивале пузырей. Они бежали, а сразу после
этого переходили к гребле, тренируя, таким образом, сразу все тело.
Народ паяку жил в совсем других условиях, в дельте
Амазонки. Более двадцати племен, проживавших здесь в условиях влажного и
жаркого климата, практиковали бег с палками. Весь остальной спорт по сравнению
с этим бегом был не так уж важен. Бегали и женщины — правда, реже, и палки у
них были полегче. Мужчины соревновались круглый год, спонтанно ли или же в
честь определенных праздников. Им не нужен был повод, чтобы вызвать друг друга
на состязание. Индейцы племени крахо полагали, что солнце и луна, соревнуясь
таким образом, передали эту традицию людям, своим потомкам.
Бег с палками проходил на расчищенных дорожках,
протянувшихся в направлении сторон света. От палок примерно метровой длины
отрезали концы, чтобы было легче ухватиться за нее и держать равновесие с
50—100-килограммовой ношей на плечах. Ношу следовало передать следующему
человеку в цепи, когда силы несущего были на исходе. Племена вызывали друг
друга на состязания, что нередко приводило к стычкам.
Этнограф Курт Нимуендау наблюдал бег, когда участники
команд собирались вместе и распевали накануне вечером песни, которые должны были
принести удачу. В день соревнования они сначала смотрели на дорожку, искали
камни и аккуратно складывали их на обочины. Противники возвещали о своем
прибытии звуками рога, команды начинали петь и топать, чтобы разогреться. После
того как четверо мужчин взваливали палку на плечи первого бегуна, тот
устремлялся в направлении деревни, преследуемый визжащей толпой голых тощих
людей, которые придерживались своей половины дорожки. Первый бегун всегда умел
хорошо стартовать.
Начинается бег. Тяжело дыша, толпа преследует бегуна.
Раздаются крики, барабанный бой, индейцы бегут по следам бегуна, несущего
палку, размахивая украшениями из травы и перепрыгивая через заросли и кусты.
Спустя сто пятьдесят метров один из индейцев выдвинулся вперед, к несущему палку;
тот, не останавливаясь, развернулся всем телом и передал палку своему
товарищу, так что бег продолжился без остановки. Таким образом, этот отчаянный
забег под палящим солнцем продолжился, вниз по холму, через ручьи и снова
вверх, по жгучему песку.
Женщины и старики, бежавшие следом, отставали. Темп
держали только крепкие мужчины, следившие за тем, чтобы новый человек принимал
палку у бегуна, когда тот обессилевал. Спустя несколько километров ее
принимал вновь самый крепкий мужчина деревни. Расстояния, пробегаемые бегуном,
становились короче и мучительнее, но никто не бросал палку на обочину.
По сторонам они видели деревни. Из последних сил бегуны
преодолевали оставшиеся 20—30 метров, прежде чем ноги коченели, тогда новые
руки и плечи подхватывали палку и несли ее до финиша; на последнем этапе ее
уже просто волокли за собой по земле.
Но после этого не было ни огорченных вздохов, ни криков
восторга. Победители и проигравшие не находились в каком-то преимуществе или
проигрышном положении по отношению друг к другу. Злобный настрой, охватывавший
людей перед и во время соревнования, внезапно исчезал, и все становились друзьями.
Английский антрополог Дэвид Мэйбери-Левис принимал в
1950-х годах участие в таком соревновании.
В тот раз команда победителей подняла противников на
смех. Победители принадлежали к племени крахо, жившему в двадцати пяти
километрах от места действия. Они высмеивали беговые способности хозяев — те,
дескать, были бестолковы и не умели подобающим образом отмечать праздничные дни,
они могли только болтать. Хотя некоторые из побежденных и слышали это, они
лишь ухмылялись.
На следующий день команды вновь вызвали друг друга на
состязание. На этот раз дело обстояло с точностью до наоборот. «Крахо не умеют
бегать», — язвительно сказал один из племени шеренте, хотя днем раньше
подтвердилось прямо противоположное. Они годятся лишь для болтовни: «Это все,
что могут крахо. Они не работают. Они не возделывают огородов. Все, что они
делают, — бегают с палками, но у себя дома. Точно так же они не в состоянии
нормально бежать, когда приезжают сюда».
Можно удивиться, как же положение вещей так быстро
изменилось.
Крахо легкомысленно относились к бегу и бежали лишь для
забавы, в то время как для шеренте забег был принципиальным.
Практическое или символическое значение этого обычая
неясно. Многие исследователи полагали, что мужчины соревновались, чтобы иметь
лучшие шансы на рынке невест, но участникам было от пятнадцати до пятидесяти
пяти лет, многие были женаты. В 30-х годах XX века этнограф Курт Нимуендау
опроверг теорию, трактовавшую этот бег как брачные игры. Согласно другой
теории, палка символизировала человека, и таким образом индейцы хотели
оградить себя от дурного влияния. Сами индейцы уклончиво отвечали на вопрос о
значении ритуала. Предполагается, что он являл собой смесь символической и
спортивной традиции, с уклоном в последнее.
|