В Центральной Европе скороходы появились в XV веке, среди
них были нанятые на постоянную работу, но были и скороходы-поденщики,
выполнявшие поручения купцов и помещиков. Вот одно из характерных
распоряжений, устанавливающее отношения между крепостным и господином: «Ты
будешь служить ему шесть дней в неделю, а на седьмой — приносить вести».
В польском Вроцлаве в 1573 году сорок вестников
подчинялись одному верховному скороходу. Некоторые из них имели хорошее
жалованье, охрану и пользовались привилегией не служить в армии. Хотя
Центральная Европа была раздроблена на мелкие государства, что часто сокращало
расстояния, так как располагавшимся по соседству государствам было проще
контактировать друг с другом, вестники за день могли пробегать более ста
километров. Они получали вознаграждение в зависимости от расстояния и не
зарабатывали ничего, если не выполняли своей работы. В XVII веке немецкие
вестники организовали свой профессиональный союз, о чем сегодня
свидетельствуют такие фамилии, как Лойфер, Лёпер и Ботт («бегун», «вестник»).
Профессия эта часто передавалась по наследству.
Предписания, даваемые скороходу, касались маршрута и
человека, к которому он держал путь. Маршруты часто получались извилистыми, и
вестникам было что порассказать. Норвежское выражение «бегун и врун» говорит о
том, что вестников, когда они возвращались в город, усталые и готовые к новым
распоряжениям, так и тянуло приврать и сболтнуть чего-нибудь лишнего.
Велик был соблазн помолоть языком, когда любопытные
горожане толпились вокруг человека, который много странствовал и поэтому мог
рассказать много новостей. Было нечто экзотическое в прибытии вестника, в том,
как его пропускали в городские ворота, и в его заключительном рывке к заданной
цели — целый ритуал, включавший в себя выкрикивание новостей или передачу
документов — а читать в тогдашнем обществе умели немногие. Вовсе не все
вестники были грамотны. Рассказывают, будто один скороход, отправляясь в
дальний путь, выдрал себе волосы и записал послание на лбу. Волосы отросли, и
получателю пришлось отстригать их, чтобы прочитать написанное. Вестники должны
были рассказывать новости за чаевые, если же они отказывались, это влекло за
собой штрафы и запрет на профессию. Невыполнение обязанностей каралось строго.
По сравнению с оседло живущими людьми вестники обладали
и богатым опытом путешествий, и большими способностями. Они принадлежали профессиональной
группе, для которой были открыты государственные границы, они встречались с
представителями элиты, хотя сами были незнатного происхождения. Вестников
уважали, и эта работа была одной из ступеней на пути к повышению социального
статуса.
Запрещалось препятствовать вестникам или причинять им
вред. Они пользовались дипломатической неприкосновенностью (даже в военное
время) и беспрепятственно пересекали поля сражений, разнося послания и
обслуживая переговоры. Сами послания, хорошо защищенные от дождя и ветра,
находились внутри палки или посоха, которые они носили с собой. Некоторые
вестники носили флягу с вином на конце палки и прикладывались к ней в пути,
другие носили яйца вкрутую и прочую дорожную пищу. У них был специальный
костюм, окрашенный в цвет их города, и еще одна палка, копье или короткий
меч, чтобы защищаться от собак, разбойников и других недругов. Щит с изображением
герба города позволял судить о происхождении вестника.
В Германии эпоха вестников закончилась примерно в 1700
году. Дороги становились лучше, коммуникации налаживались, передвигаться стали
на лошадях — это привело к тому, что в скороходах больше не нуждались, в то
время как почтовая система, напротив, набирала обороты. Впрочем, в 1712 году
всего четыре человека спокойно разносили всю берлинскую почту. Постепенно
задачи скороходов перешли к почтальонам. В то же время почтовый оборот увеличивался
за счет газет, журналов и многочисленных личных посылок.
Городские вестники, оставшиеся в XVIII веке без работы,
нашли себе новое применение. Короли и знатные дворяне выпускали вестников
вперед, чтобы те выкрикивали известия об их прибытии на праздниках или
собраниях. Обоз с лошадьми редко двигался быстрее восьми-девяти километров в
час, и крепкий парень легко уходил далеко вперед.
Изначально у таких глашатаев была другая задача. В XVI
веке дороги были настолько скверными, что слуги выпрыгивали перед каретой,
чтобы найти твердый участок пути для господина. Постепенно они стали
обеспечивать комфортное путешествие и светить факелами перед обозом. Они часто
выдвигались широкой колонной, такую процессию было легко узнать. Ее было
слышно за много километров, как будто путешествовал турецкий султан, в шуме
можно было различить звон колокольчиков, скрип тележных колес, песни и громкие
разговоры вестников.
Персидский султан в XVI веке содержал штат из ста
бегунов, которых называли пеирлы. Когда султан путешествовал по стране, они
выпрыгивали по обе стороны от кареты и кривлялись и дурачились, развлекая
султана. Среди бегунов у султана были фавориты, которые засовывали себе в рот
продырявленные серебряные шарики и медленно жевали их, как лошади уздечку. В
руках у них были приторно- сладкие сушеные фрукты, которые они ели, когда во
рту начинало сохнуть. Это было очень удобно в такой жаркой стране, как Турция.
Объявление в одной из газет Вроцлава позволяет судить о
том, какие требования предъявляли дворяне к бегунам:
Требуется бегун. Нужен молодой вестник с хорошей фигурой
и приятной внешностью, выбритый и остриженный, с хорошими манерами, быстро бегающий
и выдерживающий большие расстояния. Если таковой найдется, ему следует
обратиться до двадцать восьмого числа сего месяца в замок в Краскове, где ему
предложат работу на очень выгодных условиях.
Если откликалось несколько равноценных кандидатов,
устраивался отбор.
Английский герцог Куинсэбэри усаживался на балконе на
Пикадилли и наблюдал за кандидатами, с которых ручьями струился пот. Те, что
меньше потели и выглядели менее усталыми, получали место.
— Ты нужен мне, парень, — говорил герцог выдержавшему
испытание. А если кандидат был изящно одет и элегантно двигался, то его шансы
возрастали. Рассказывают, что бегуны привлекали женщин, и на рисунках их
изображали ладно сложенными и волевыми. Они были бодры и подвижны в отличие от
дряблых дворян, их легко узнавали по худощавым лицам и стройным телам.
В Англии вестников называли running footmen, начиная с XVII века
они служили у знати, составляя конкуренцию лошадям. Бегун должен был быть
молодым и здоровым холостым мужчиной с хорошо развитыми ногами. В зрелом
возрасте его порой назначали дворецким, передав трудоемкую работу более
молодым преемникам. Бегуны должны были повиноваться указаниям незамедлительно
и выполнять свою тяжелую работу вне зависимости от времени года и суток.
Однажды шотландский граф Хоум послал своего лакея
поздним вечером с важным посланием в Эдинбург, расположенный в пяти милях от
поместья. Утром, спускаясь к завтраку, граф увидел похрапывающего на скамейке
лакея. Неужели он позабыл о чести и заснул? Граф пришел в ярость и хотел ударить
лакея, как вдруг внезапно понял, что тот был в Эдинбурге ночью и вернулся
назад.
Если у хозяев появлялась какая-нибудь сумасбродная идея,
если им нужно было что-то отнести, или передать, или забрать склянки с
лекарствами у доктора, или удивить дамского ухажера подарками, за дело
принимались скороходы.
Чувство принадлежности своему сообществу и
профессиональная гордость были у них очень развиты. Об этом свидетельствует
случай в Милане весной 1751 года, когда скороходы, находившиеся в услужении у
дворянина, увидели полицейских с портупеями и в обуви с разноцветными лентами.
Они полагали, что эти предметы одежды являются привилегией скороходов, и
просили полицейских не нарушать этого порядка. После того как те отказались,
бегуны набросились на одного из полицейских и заставили его снять обувь прямо
посреди улицы. Они угрожали убить полицейского, если такое будет продолжаться:
«Они уже были готовы броситься друг на друга, когда пришел губернатор и
приказал полицейским не носить больше голубые портупеи, а ленты на их обуви
должны были быть того же цвета, что и сама обувь. Обе стороны были удовлетворены
и разошлись, не вступив в столкновение».
Быстро доставлять известия было для бегунов делом чести,
и они не щадили себя. Зачастую молодые люди выдерживали не более трех-четырех
лет подобной службы, многие очень рано умирали. Но были и такие, кто служил и
по двадцать, и по сорок лет, как, например, Генрих Эрке, который находился в
услужении великого герцога Мекленбургского в течение 43 лет, начиная с 1790-х
годов Состарившись, он занялся обучением своих молодых преемников и имел в
подчинении одиннадцать человек, в том числе троих сыновей.
Эрке относился к работе серьезно. Он устанавливал для
своих учеников режим питания, показывал им дыхательные упражнения и учил
географии. Он советовал дышать через нос и сдавливать бока, если они ощущали
колющую боль, — еще они пили болеутоляющие травяные настойки. Одна из историй,
рассказываемых посыльными, гласила, что некий бегун сделал себе операцию по
удалению селезенки — лишь бы избежать этих болей. Может быть, так оно и было, а
может быть, это лишь досужие вымыслы. Тренировались бегуны в тяжелой обуви, они
бегали по свежевспаханной земле или песку, стараясь выше поднимать колени.
Перерыв наступал, когда группа совершенно выматывалась.
—Эрке знал, что бегунов для знати тренировали во многих
европейских странах XVIII века. «Медицинский справочник для бегунов», изданный
во Вроцлаве в 1782 году, содержал указания, позволяющие бегать быстрее,
повысить выносливость и избежать проблем с пищеварением. Приведенные там
рецепты едва ли можно назвать допингом. Доверием такие книги пользовались, так
как конкуренция была жесткой, а сама профессия требовала выполнения таких
сложных задач, как, например, бег наперегонки с лошадьми. Повозка, запряженная
шестеркой лошадей, могла запросто проиграть бегуну на пересеченной местности
или в узких улочках и тесных переулках. Хотя на ровной местности, на хорошей
дороге у лошади, конечно, было большое преимущество.
Для знати было важно иметь быстрых лошадей и выносливых
скороходов, так как и те и другие не только выполняли конкретную работу, но и
свидетельствовали о статусе владельца. В Вене начала XIX века предпочтение
отдавалось бегунам из Италии, в то время как во Франции большей популярностью
пользовались баски. Пользовались спросом и бегуны из Валахии. Считалось за
честь получить место при дворе и влиться в окружение короля, князя или кайзера
в его замке. Часть почета придворных бегунов, получавших пропуск в мир сказки,
доставалась их семьям и родным местам. В начале XVIII века при королевском
дворе в Вене служили четырнадцать бегунов.
В конце XVIII века сотни бегунов потеряли работу, так как
профессия практически исчезла вследствие социальных изменений. Французская
революция усилила позиции демократии и ослабила благосостояние знати. В Англии
и Германии количество бегунов также значительно сократилось. Знать стала более
трезво смотреть на вещи, и бегуны уже не давали прежнего статуса.
«Бегать как баск»
— так звучала французская поговорка о жителях горных районов Страны басков.
Потеряв работу при дворах знати, баскские бегуны начали бегать наперегонки по
двое — эти бега назывались коррикаларис, — их участники, согласно традиции,
были одеты в рубахи, сандалии, длинные штаны и шарф вокруг живота.
Баски предпочитали длинные дистанции — не менее десяти
километров, а то и двадцать, и тридцать. В отличие от английских бегунов,
баски не бегали по заданным маршрутам. Им была предоставлена свобода в поиске
наилучшего пути к цели, а умение ориентироваться в пространстве вкупе с
изобретательностью имели решающее значение при передвижении по пересеченной
местности. Четко определено было только место старта и финиша. По мере того как
бег наперегонки набирал популярность в Стране басков, целые деревни и города
начинали оказывать поддержку своим бегунам. Чтобы соревнования были более
справедливыми, строили отдельные трассы, на которых в остальное время бегали
ради удовольствия.
В Вене традиция содержать бегунов при дворе была
настолько развита, что знатные люди имели своих рассыльных даже в XIX веке —
это была целая гильдия бегунов, со своими мастерами и подмастерьями и жесткими
условиями приема. В Вене, чтобы быть принятым в подмастерья, кандидат должен
был выдержать ежегодный весенний экзамен, а первого декабря ему устраивался
забег на 18 километров. Начиная с 1822 года, он стал проводиться первого мая в
Пратере.
Многие венцы в тот день просыпались пораньше, чтобы
увидеть «Праздник бегунов в Пратере». Ближе к пяти утра к месту старта
стекались первые люди, хотя само соревнование начиналось в шесть. То были
тренеры и секунданты, а также зрители, купившие билеты и расположившиеся на
трибуне, прямо у палатки — публика самого разного рода, пешие и конные, все
нарядно одетые и напряженно ожидающие исхода соревнования. Собиралось около
трех тысяч человек, в ожидании начала они слушали турецкую музыку в исполнении
военного оркестра.
Десять—двенадцать бегунов готовились, надевали легкую
обувь из мягкой зеленой кожи, узкую шнурованную одежду и головной убор с
символикой своих домов. Обычно их форма была красной, голубой или зеленой, но
на весенние бега многие отправлялись в белом. На принадлежность бегуна указывал
только его головной убор. В руках они держали кнут, который изначально
предназначался для защиты от злых собак. Тот же кнут, однако, нужен был и для
того, чтобы разгонять зрителей, которые порой толпились на слишком узких
улочках.
Это были особые бегуны — по одному от каждого хозяина, —
которые делали все для победы. Хозяева следили за подготовкой и давали тренерам
указания за месяцы до соревнований. Победа значила очень много — о ней говорили
долго и не только в аристократических кругах.
— На старт! — кричал арбитр, а затем называл имена
бегунов и их хозяев. Имена бегунов особого интереса не представляли, все
внимание — независимо от исхода — было приковано к хозяину. Раздавался
стартовый выстрел, бегуны срывались с места, сопровождаемые безудержным
ликованием зрителей, за ними скакали всадники и экипажи, а также тележка, в
которой находился врач, на случай если кому-то понадобится экстренная помощь.
Оркестр поддерживал праздничную атмосферу. Бегуны, с трудом переводя дух,
мчались по улицам, а публика кричала и подбадривала их, хлопала по плечам и с
интересом следила за своими любимчиками. Случалось и так, что некоторые
валились на землю и лежали там, окруженные толпой; им требовалась помощь, и
врачи пытались поднять их на ноги. Во имя своего господина бегуны были готовы
на все, они знали, что призовые места — это путь к почестям, денежному
вознаграждению и славе.
Когда первый бегун достигал финиша, публика начинала
скандировать «браво!», здесь же можно было услышать громко выкрикиваемое имя хозяина.
Хозяин спешил поздравить своего бегуна и купался в лучах славы. Такие минуты
оправдывали все усилия и затраты.
На плечи финишировавшим набрасывали одеяла и всячески о
них заботились. Первых троих под бой барабанов вызывали для получения награды,
победитель получал особую честь — знамя с изображением орла. После этого все
уходили под знаменем, троим лучшим бегунам предлагали завтрак в кафе, а у поставленных
на кон денег появлялись новые хозяева. Ставки имели большое значение, но
австрийцы были не такие большие охотники до азартных игр, как англичане.
Длина дистанции в парке Пратер так и не была точно
измерена, но время забега известно — в 1845 году Франц Вандруш победил,
пробежав ее за сорок минут. Ни зрители, ни участники не замеряли время — важно
было лишь, кто занял три первых места. Само мероприятие напоминало карнавал,
так как спорта в сегодняшнем понимании в Вене тогда еще не существовало.
Бега 1847 года оказались последними. После революции
1848 года в Австрии соревнования не возобновлялись, да и дворяне больше не
держали бегунов. Кто-то из них подался в камердинеры, другие стали выступать,
последовав примеру бегунов, находившихся в услужении в других странах. Лучшие
венские бегуны были известны далеко за пределами Австрии и пользовались своей
славой для привлечения внимания.
Бег наперегонки не был чем-то принципиально новым, это
была известная цирковая традиция. Во многих странах, особенно в Англии, бег
принадлежал к числу рыночных развлечений. Немецкие и австрийские бегуны
объездили всю Европу, были они и в России, где удостоились царской аудиенции.
Быть таким бегуном было очень почетно, из своей славы можно было извлечь
немалую выгоду. Бегуны следовали за акробатами и артистами, которые путешествовали
от города к городу по хорошо проторенным маршрутам, останавливаясь во владениях
знатных людей, князей и наиболее значимых городах. Среди них были и те, кто не
служил раньше при дворе, а просто присоединился к бегунам и стал частью пестрой
толпы бродячих артистов. Это были маленькие группы акробатов, часто даже целые
семьи, которые занимались хождением по канату, балансировочными и силовыми
трюками. Как правило, это были выходцы из Южной Европы.
Бегуны конкурировали не только между собой, но также и с
опытными скоморохами. Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, бегуны все более
расширяли сферу своей деятельности и рекламировали себя еще и как скоморохов,
делая это с безудержной фантазией.
Один только вид незнакомых, непривычно одетых людей в
маленьком, сонном городке давал пищу множеству слухов и усиливал любопытство
жителей. Прохаживаясь по улицам, а скоморохи собирали довольно много публики,
особенно если играли на музыкальных инструментах и кричали что-нибудь на
незнакомом языке. Они останавливались на городской площади, глава балагана
трубил в трубу, поочередно поворачиваясь в направлении всех четырех сторон
света, и объявлял место и время представления. Если такого шествия оказывалось
недостаточно, начало представления возвещалось барабанным боем, скоморохи
также изготавливали листовки и зачитывали их вслух перед домами. Расклеивать
плакаты могли себе позволить только наиболее состоятельные, так как это стоило
намного дороже, чем дать объявление в газете. Но так как далеко не все горожане
были грамотны и читали газеты, значительная доля рекламы приходилась на слухи
и уличные крики.
Нравиться публике было основной задачей и жизнью
бегунов, поэтому каждый раз они припасали для зрителей что-нибудь новенькое.
Для выступлений им требовалось разрешение местных властей. В некоторых городах
им, как и другим скоморохам, приходилось отдавать десять процентов дохода в
службу помощи бедным и до трети доходов в пользу нуждающихся горожан.
Бегунам не хватало поддержки знати. То же самое касалось
художников и писателей, которым приходилось самим добывать себе заработок, в
то время как раньше им покровительствовала знать. Зато теперь бегуны — мужчины
и женщины — могли выступать самостоятельно — при условии, что у них была бумага,
полученная от короля или какого-нибудь знатного человека и подтверждающая
серьезность их намерений.
Бегуны надолго стали частью уличного пейзажа. Уже в
середине XIX века публике хотелось чего-то особенного, а не только забегов на
скорость. Некоторые одевались в здоровенные шляпы и красочные костюмы и меняли
одежду во время представления. Вильгельм Гебель из Пруссии, пробегавший
четыре версты за двенадцать минут (1 верста = 1,067 км), придавал большое
значение комизму: бегал в доспехах, с тяжелой ношей или сажал на спину старушек.
К числу быстрейших принадлежал также немец Петер Баюс,
родившийся в 1795 году. Так как спрос на скороходов в Германии и соседних
странах пошел на убыль, он подался в Англию, где завоевал себе славу отличного
бегуна. Когда он в 1824 году вернулся на родину, его взял в услужение великий
герцог Гессен-
Дармштадтский. Таким образом, Баюс стал одним из тех
немногих, кто сначала побывал вольным бегуном, а потом нанялся на службу.
Он худощав, немного вытянутое лицо, сильные ноги и жилы,
его голова размером не более одной восьмой всего тела, впалая грудь,
пропорциональные ноги, несколько оттопыренные уши, сильные руки и ступни. Он
никогда не болеет, ест и пьет мало, по природе своей флегматичен, при самых
больших, чудовищных нагрузках он бледнеет в лице, но у него не поднимается
температура, у него никогда не бывает, даже если он бежит против ветра,
давящих или колющих болей в груди и животе.
Баюсу требовалось восемнадцать минут, чтобы преодолеть
расстояние, на которое пешим людям требовалось не меньше часа, — шесть
километров. Баюс, огромный и сильный как медведь, мог, не останавливаясь,
нести груз в сто килограммов в течение получаса, и сто пятьдесят килограммов
четверть часа. Он воплощал редкое сочетание крупной фигуры и легкой кости, он
был одинаково хорош на любых дистанциях и стал народным героем, о котором
слагались песни и истории. В народе его называли «оленья нога», и писатели
просчитывали, что ему потребуется 150 дней, чтобы обежать вокруг Земли в своем
темпе.
Будучи видным представителем вымирающего сословия
бегунов, Баюс решил снова попробовать себя в беге на скорость в 1844 году. Само
собой, он пробежал тридцать километров за два часа, но, соревнуясь с молодыми
соперниками, свалился на землю и, спотыкаясь, вернулся назад. Хотя Баюс для
своего возраста бежал удивительно быстро, соревнования с лучшими молодыми
бегунами он не выдержал.
В континентальной Европе забеги на скорость были наиболее
популярны в 1840-х годах. Современный спорт появился в середине XIX века,
именно тогда
различные забеги перестали быть редкостью, в том числе и
потому, что бег глубже вошел в жизнь обычных людей, стали появляться
спортивные объединения и союзы.
Бегуны выполняли важные задания вплоть до середины XIX
века — их использовали для предупреждения об опасности или просто для связи.
По мере того как рыцари, конные повозки, поезда, телеграф и телефон брали эти
задачи на себя, бегуны отступали на второй план. Они бегали на большие и
маленькие расстояния, поодиночке и группами, ради веселья и за деньги. Когда
они исчезли, у людей появились другие причины бегать.
В перспективе мировой истории современный организованный
бег — новый вид деятельности. А вот прошлое бега гораздо богаче, чем подсчет
времени и рекорды, хотя и они являются частью общей картины. Мы проследим
развитие бега с древнейших времен и увидим, как бегали люди в разных странах в
разные времена. Мировая история бега не столь проста, как может показаться
сначала. Порой она преподносит очень неожиданные сюрпризы, хотя сам по себе
бег, конечно, не менялся.
Когда же человек, собственно, начал бегать?
|