Бег в Древней Греции имел лишь символическое и спортивное
значение, так как в повседневной жизни он практически не требовался. Специально
тренированным вестникам редко приходилось преодолевать расстояния, превышающие
сутки пути. Почтовая система в Древней Греции была плохо развита, и ее задачи
выполняли бегуны, доставлявшие устные и письменные известия. Они работали по
всей Греции, и в каждом войске состояло много бегунов. Им запрещалось
передвигаться на лошадях, так как пешего вестника обнаружить труднее, нежели
всадника. Они легко перемещались по пересеченной местности, в густом лесу, над
ущельями и по горам, где лошади непригодны. Любое войско имело также своих
дозорных, единственной задачей которых было стоять на холмах или вершинах гор
и предупреждать о приближении врага.
Александр Великий встретил на Крите Филонида и взял его к
себе вестником. Кроме того, Филониду доводилось ходить из одного важного города
в другой, подсчитывая при ходьбе шаги и вычисляя таким образом расстояние
между городами. Для подобной кропотливой и трудоемкой работы, где была важна
не столько быстрота гонца, а скорее, его надежность и способность к точным
подсчетам, греки часто использовали рабов. Два генерала Александра Великого
носили с собой в походы двухсотметровую палатку из козьей кожи, которая
разворачивалась в случае непогоды. Под ее защитой тренировались Филонид и его
коллеги, когда снаружи дул ветер и шел дождь.
Александр, отбиравший лучших бегунов из округи для своего
войска, сам бегал весьма быстро и полагал, что ведет свой род непосредственно
от мифического героя Ахилла. Согласно легенде, Александр прекратил бегать
после того, как некто поддался ему на состязании. Он воспринял это как грубое
оскорбление. Он видел политический и социальный статус Олимпийских игр и так
ответил на предложение выступить на них: «Да, если моими противниками будут
цари».
Историк Геродот упомянул о вестнике по имени Фидиппид,
когда он примерно в 430 году до н. э. описывал битву афинян с персами на
Марафонской равнине, состоявшуюся в 490 г. до н. э. Фидиппид бежал из Афин в
Спарту, чтобы просить о помощи, и прибыл туда на следующий день. Вероятно, он сразу
же отправился назад в свой родной город, оставив, таким образом, позади себя
480 километров.
Позже возникла легенда, согласно которой Фидиппид принес
известие о победе греков на Марафонской равнине, после чего упал замертво. В
это верится с трудом. Фидиппид был опытным профессиональным бегуном, это было
его профессией, и маловероятно, что он мог умереть от измождения. Кроме того,
38 километров от Марафона до Афин были небольшим расстоянием по сравнению с
другими расстояниями, которые приходилось преодолевать ему и его коллегам.
О беге писали известные греческие врачи, писатели и
философы. Сократ сетует, что у бегунов «переразвитые ноги». Аристотель
(384—322 до н. э.) упоминает бег в своих трудах как минимум восемнадцать раз,
описывает технику и методы тренировок и предостерегает от злоупотребления. То
же делает и Платон (427 — 347 до н. э.), который в юношестве занимался борьбой
и получил свое имя от тренера за то, что имел широкие плечи — «кХатщ» означает
по-гречески «широкий». В идеальном государстве Платона бег на стадионе
составлял 60 дорожек — 11 — 12 километров, на местности — 20 километров, то
есть лишь часть того, что было в действительности.
Примерно в 590 г. до н. э. знатный и уважаемый афинянин
восхищался самыми быстрыми юношами своего города:
Мы тренируем нашу молодежь в беге, делая упор на то, что
они, когда дистанция длинна, должны уметь так рассчитать силы и дыхание, чтобы
выдержать ее до конца. Если же, напротив, предстоит бежать небольшое
расстояние, надо устремиться вперед как можно быстрее. В не меньшей степени
учатся они перепрыгивать через канавы и рвы, которые преграждают им путь, неся
при этом в руках тяжелые свинцовые шары.
Однако и Афины не избежали негативных последствий
благоденствия. Поэт-комик Аристофан (447—385 гг. до н. э.) описал значительные
перемены в жизни Афин, когда юноши уже были не в состоянии выдержать факельный
бег. Богатые юноши прекращали тренировки из-за праздной жизни, протекавшей
между рыночной площадью и элитными банями, и на спортивных состязаниях
присутствовали только как зрители, а не участники. Упадок физического здоровья
среди обычных афинян постепенно нарастал и из-за того, что сдавала позиции
воинская повинность, уступая место профессиональному войску. Молодым людям
было не к чему стремиться.
Как и весь спорт в Греции, бег был тесно связан с военным
делом. Особенно упражнение, называвшееся гоплит — бег в полном снаряжении на 3
или 4 длины стадионной дорожки, являвшийся имитацией сражения. На
Элефтерийских играх в Плетее полностью экипированные солдаты бегали 15 дорожек
на стадионе, и победитель становился «лучшим из греков», поскольку греки
праздновали освобождение, которого они добились в 479 году до н. э. в войне с
персами.
Победа символизировала единство греков, а бег начинался
у алтаря Зевса. На пути бегущим встречались могилы павших героев, и, таким
образом, спортсмены связывали в единую нить умерших, живущих и еще не
рожденных. Если победитель принимал участие в последующих соревнованиях, но уже
не побеждал, это могло быть знаком, что удача отвернулась от греков. По этой
причине действовало довольно жестокое правило, согласно которому, победитель,
не выигравший следующего бега, бывал убит. Это делалось для того, чтобы
отпугнуть победителей соревнования от повторного участия.
|