В 1980-х годах городской марафон стал трендом, прежде
всего в странах Запада, а затем и в других странах. Городские власти
осознавали пользу таких карнавалов на современный лад: это приносило хороший
доход и рекламу, а также отвлекало от повседневной будничной жизни, в которой
властвовал автомобиль. Телевизионные кадры и фотографии нескольких тысяч пар
бегущих ног на марафонском старте обошли весь мир. На них было видно длинную
вереницу людей, словно выстроившихся в очередь, скорость их падала ближе к
концу очереди, однако все двигались к одной благородной цели.
В 1970-е годы и позднее городское население стремительно
увеличивается за счет притока людей из деревень. Метрополия стала еще более
важной составляющей частью самосознания, чем принадлежность к одной стране:
если ты в курсе последних новостей и трендов метрополии, то ты не отстанешь в
своем развитии. Бег по асфальту, связь бега и большого города была как раз
тем, на что хотелось обратить внимание, как на одну из изюминок больших
городов — и все вместе оживлялось телевизионной картинкой и раздувалось
городской администрацией и коммерческими структурами. Марафон большого города
был неким сплавом порыва души и денежных интересов — выгодная ситуация для
организаторов, спонсоров и участников, думавших не только о нагрузке на
организм, но и о денежных издержках.
Городской марафон в нью-йоркском стиле характеризовался
точными — вплоть до секунды — замерами времени. Это была находящаяся под
непрестанным временным контролем арена для долгосрочного самоистязания, где
тренировки напоминали одновременно о религиозной преданности и рабочей этике
промышленного общества.
Бегуны в этом сообществе переживали единение, чувствовали
себя частью единого целого и удовлетворяли свой соревновательный инстинкт. Они
переживали внутреннюю радость и боль на самых разных уровнях, вместе с этим
они были горды и счастливы, что выходят на старт вместе с лучшими бегунами
мира. Марафон большого города был впечатляющим путешествием в городские
джунгли, погружением в неизведанные уголки души и расширением своих физических
возможностей. Такой бег, даже и на более короткие дистанции, напоминал о жизни
среди высотных домов и туристических достопримечательностей. Фред Лебов и его
единомышленники знали об этом и распространяли эту идею с апостольской
энергией.
Начало Нью-Йоркскому городскому марафону было положено, и это
мотивировало многих людей к занятиям бегом. Впоследствии это мероприятие можно
было рассматривать и как продолжение изначальных идеалов, и как удавшуюся
коммерческую операцию. Благодаря этому сочетанию концепция городского марафона
приобрела большой успех. |