Большую роль спорт играл и в жизни племени тарахумара,
жившего в Мексике и пользовавшегося славой первых бегунов среди индейцев. Сами
себя они называли «рарамури» — «те, кто бегает» или «легкие на подъем».
«Тарахумара» — испанское название племени, живущего в штате Чиуауа на севере
Мексики.
Норвежский ученый Карл Люмхольц вплотную исследовал их
жизнь в 90-х годах XIX века. Индейцы не знали ни спортивных арен, ни часов для
замеров времени, они не знали ничего о современном спорте; они просто бегали,
как это делали в течение столетий их предки. «Никто не сомневался в том, что
тарахумара — первые в мире бегуны. Речь здесь идет не о скорости, а о
выносливости. Индеец тарахумара мог пробежать 270 километров, ни разу не
остановившись. Если одного из этих людей посылали с заданием, он трогался с
места медленной трусцой, не останавливался и не прерывал бега до самого
финиша».
Люмхольц слышал о людях, преодолевающих за пять дней
расстояние от Гуасапареса до Чиуауа — 1000 километров по вымощенным дорогам — и
питающихся только растениями и водой, которые они находили по пути. Эти люди
часто охотились на лошадей, добывая лошадь за два-три дня. Охотились они и на
оленей, в снежную или дождливую погоду, когда животные, в условиях полного
истощения, становились легкой добычей индейских стрел.
Больше всего они любили командные соревнования, в
командах от четырех до двадцати человек, где надо было катить перед собой
небольшой мяч. Соревнование длилось несколько часов или целые сутки, бегали
индейцы туда-сюда по беговой дорожке, которая часто пролегала на склоне холма.
Дорожка длиной 22 километра могла пробегаться до 12 раз, таким образом, преодолевалось
расстояние в 264 километра.
Индейцы были привычны к таким экстремальным нагрузкам с
юных лет. Пересеченная, непроходимая местность в Сиерра-Тарахумара воспитывала
выносливых, закаленных людей, для которых пробегать большие расстояния было
обычным делом.
Перед важными забегами для них также действовали
определенные правила, такие, как особое питание, половое воздержание,
магические ритуалы, которые должны были приносить удачу. Шаманы помогали
капитанам команд, принося жертвы предкам и закапывая на дорожках человеческие
кости — это должно было облегчить усилия спортсменов.
Зрители регулярно заключали пари об исходе соревнований.
Хотя у индейцев было мало собственности, они ставили на кон важные предметы,
орудия труда и даже дорогостоящих домашних животных. Когда все пари были
заключены и расставлены камни — по одному на каждый круг, после того как команда
пробегала круг, камень убирали, — все было готово для старта. Главный
организатор бега произносил небольшую речь, предостерегая участников от
мошенничества и касания мяча руками — если они дотронутся до мяча рукой, то
попадут прямиком в преисподнюю.
Редко в истории можно было наблюдать настолько активных
зрителей. Они следовали за командами, доставали мяч, который время от времени
мог затеряться среди них, особенно в темноте, и пробегали большие расстояния,
чтобы увидеть спортсменов вблизи. Женщины согревали воду, предлагая ее
пробегавшим мимо мужчинам. Публика зажигала факелы и несла их впереди бегущей
процессии, дабы осветить лежащий перед ними путь.
Мало-помалу количество бегунов сокращалось. Но количество преследовавших
их зрителей, напротив, росло, росло и их ликование, по мере того как на дорожке
оставался один человек или явно вырисовывался лидер, оторвавшийся от
остальных. Победитель не получал никакой награды, кроме славы и почета, но ему
часто доставались подарки от людей, поставивших на него в споре. |