— Я хочу бегать, — заявила Хассиба Булмерка (р. 1968) из
алжирского города Константин. Это означало восстать против мусульманских норм
одежды, пойти против правил, подставив себя под удар общества, под удивление и
презрение. Тогдашняя норма предписывала женщинам ходить с покрытой головой,
носить мешковатую одежду по щиколотку и рукава, полностью покрывающие руки.
Хассиба заявила о себе и выиграла соревнования на дистанциях 800 и 1500 метров
на национальном чемпионате.
Во времена юности Булмерки в Алжире, самой большой по
протяженности африканской страны с большим количеством гор и пустынь, бегало
очень мало женщин. Они тренировались тайком и скрывали свои достижения. На
женщин там смотрели как на нечистые создания. Им приходилось преодолевать
гораздо больше препятствий, чем западным бегуньям, поскольку бегать женщинам
не предписывали не только нормы приличия, но и догмы религии, имевшей очень
сильные позиции. Маленькие девочки и девушки, высказывавшие дома свое желание
заняться бегом, получали в ответ категорическое «нет» от отца. Мусульманские
женщины не могли бегать на глазах у мужчин, им не следовало обнажать своего
тела. Для Булмерки, которая хотела бегать, выезжать за рубеж и соревноваться,
каждый день был наполнен различными запретами. У нее не было даже душа.
Хассибе Булмерке победы и мировая слава достались
нелегко. Тем больше была ее радость, когда она в 1991 году одержала свою
первую победу на дистанции 1500 метров, став первой женщиной-победительницей
в своей стране, и повторила триумф на Олимпийских играх год спустя. По
возвращении домой ее поздравил сам президент, который тогда же принес извинения
в связи с тем, что проголосовал за запрет женского спорта в стране.
Ортодоксальные мусульмане-сунниты обвиняли Хассибу в
богохульстве. Она выступала практически обнаженной на соревнованиях, перед
глазами тысяч мужчин, нарушая запреты и высмеивая ислам от имени своей страны.
Она бежала победный круг с флагом в руках и на радостях кричала «Алжир!
Алжир!», как будто такому позору можно было радоваться. Булмерке потребовалось
политическое убежище, и на тренировки она уезжала во Францию.
Вместе с тем она стала национальным героем и
способствовала политическим изменениям в стране на уровне широких масс. После
ее триумфа возникла даже поговорка: «Хассибе Булмерке не потребовалось
разрешения отца, чтобы завоевать золотые медали». Ее победа 1991 года
способствовала в значительной мере тому, что алжирские женщины получили право
голоса на выборах.
Беспорядки в Алжире, начавшиеся после победы на выборах
1991 года Исламского фронта спасения и военного захвата власти несколько
месяцев спустя, привели к продолжительной кровавой гражданской войне и
осложнили повседневную жизнь Булмерки. Она осталась патриотом своего народа и
отказалась уезжать из страны навсегда — если ей нужен был покой для
тренировок, она всегда могла отправиться во Францию или на Кубу. Ей приходили
письма и поступали телефонные звонки с угрозами. Во время соревнований в
Гетеборге в 1995 году она была вынуждена жить отдельно от своих
соотечественников и под круглосуточной охраной — словно политик, ожидающий
покушения.
Что же она сама думала о шумихе вокруг своего имени и о
деле своей жизни? Она видела себя пионером, и в то же время — добропорядочной
мусульманкой; человеком, работающим над освобождением женщин и не теряющим в то
же время помощи Аллаха.
На протяжении восьми лет после ее триумфа более восьми
тысяч алжирских девушек начали заниматься бегом. Они сбрасывали длинные, теплые
и непрактичные одеяния и показывали пример остальным, нося короткие шорты. Им
была знакома как спортивная радость, так и небольшие укоры совести, но в своем
кругу они чувствовали себя вполне комфортно. Некоторая часть их шла на
компромиссы и отчасти сохраняла традиционную одежду. Вовсе не обязательно было
буквально копировать Булмерку.
Хассиба Булмерка принадлежала к многочисленной плеяде женщин,
возражавших против безоговорочного господства мужчин. Кроме того, ей
приходилось нести нелегкую исламскую ношу, в то время когда ислам стремительно
наращивал свои силы и подогревал революционные движения во многих странах.
Мусульмане, обвинявшие Булмерку, смотрели на ее карьеру как на переход в лагерь
главного врага — США, поскольку она занималась западным спортом наперекор
слову Пророка. Бег с малым количеством одежды на себе рассматривался как символ
морального разложения и победы американских культурных ценностей. |