Немецкий историк и культуролог Хеннинг Айхберг
подчеркивал, что народный спорт Европы XVI—XVII веков был частью «смеховой
культуры» — развлекательных представлений, которые и собирали народ.
Все это происходило на фоне обычной повседневной жизни,
на городских улицах и площадях, изначально не предназначенных для спортивных
мероприятий. Отличительным признаком таких увеселений был, конечно же, смех,
которому способствовала и сама комичность ситуации. Если проводился бег с
препятствиями, то часто инсценировалась охота, где один бегун должен был
поймать другого, проводился и бег в мешках, который тоже очень веселил
публику. Народный спорт предоставлял больший простор для творчества, нежели
современный.
Центральной фигурой народных игр и народного спорта в
средневековой Европе был дурак. Он сновал туда-сюда, вытворял разные проказы,
тыкал в публику своим деревянным мечом, который при этом обычно ломался, —
приносил с собой веселье и смех. Под смех толпы он награждал самого последнего
на состязаниях.
Жонглеры и акробаты просто выступали, а бегуны, прыгуны,
метатели и силачи соперничали.
Знать и духовенство Центральной Европы принимало участие в таких
увеселениях вплоть до XVI века. Но не всегда это было весело, хотя народ
освистывал и осмеивал их. Священники и знатные дворяне чувствовали себя не в
своей тарелке, когда приходили на площадь или еще какую-нибудь арену праздника,
заполненную сотнями и тысячами захмелевших и возбужденных зрителей. Их шансы на
победу в состязаниях по бегу или поднятию тяжестей были невелики. Поскольку
на таких мероприятиях царствовал дурак и время от времени все подчинялось воле
толпы, знать и духовенство перестали принимать участие в игрищах такого рода.
Начиная с XVI века, такие забавы были запрещены во многих странах Центральной
Европы из-за страха потери авторитета и опасений по поводу общественной морали.
В XVIII и XIX веках эта «смеховая культура» была подавлена во многих странах,
но только не в Англии. |