Редко кому Бог дает пробежать жизнь от старта до финиша,
не запинаясь и не падая.
Философ Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) замечал, что
старость приходит к человеку ползком — римскому стоику уже не так легко
давались пробежки. За телом нужно следить, утверждали стоики — не только
Сенека, который был не в ладах со своим здоровьем и пробовал всевозможные
лекарственные средства — в том числе и всесторонние тренировки. Несмотря на то
что он был порядочный ловелас и за неверность его даже высылали на Корсику, от
бега он не отлынивал. Разум был высшим авторитетом для стоиков и для Сенеки,
по велению разума Сенеке приходилось бегать, хотя гибкость и выносливость его
постоянно ухудшались. Для него, и в этом он был не одинок, бег был способом
оздоровления, хотя Сенека вовсе не был среднестатистическим горожанином. Ученые
римляне знали, что бег уничтожает лишний жир и придает бодрости.
В 50 году у Сенеки был молодой раб по имени Фарий,
который тренировался вместе с ним.
Сенека просыпается рано утром. Мигающее пламя свечи
освещает темную спальню. Он спит в одежде, и ему нужно лишь завязать шнурки на
сандалиях, перед тем как отправиться на пробежку. Выпив немного воды, Сенека
вместе со своим рабом направляется к ближайшей бане. Римские улицы — не место
для
тренировок бегунов, поэтому они ищут баню, при которой
есть дорожки и парки. Там им встречаются знакомые лица, философы на утренней
прогулке, в одиночестве или же в компании собеседников. Сенека горд и не любит
проигрывать состязаний, так что раб, несмотря на все различие в их возрасте,
остается позади — сыграла свою роль и вежливость раба, его боязнь обидеть
хозяина.
В тот день все проходило как обычно. Сенека устал и
полагает, что его здоровье пошатнулось. Будучи стоиком, он смотрит на вещи с
точки зрения разума и не без юмора: нужен другой раб, послабее и менее выносливый.
Известный, почтенный человек не должен быть побежден каким-то там рабом — это
суждение насквозь пропитано иронией, поскольку Сенека был известен своими
высказываниями о человеческом достоинстве рабов и выступал за облегчение
условий их существования.
Как и многие другие ученые и философы, Сенека понимал
пользу тренировок, но не посещал соревнований, разделяя точку зрения многих
образованных римлян I века. На дух не перенося гладиаторских игр, он запирался
в своей тихой комнатке, в то время как со стадиона неслись крики.
Бег давал философу пищу для размышлений. В одной из
метафор Сенеки человек, стоящий перед моральной дилеммой, должен был глубоко
вдохнуть и бежать к вершине холма, где его сомнения разрешатся со всей
ясностью.
Мы располагаем многочисленными источниками,
свидетельствующими о спортивной жизни Древней Греции и нам известны имена
многих выдающихся спортсменов, однако что касается римской истории, то ее
спортивная составляющая гораздо беднее. Римляне усердно строили империю — в 753
году до н. э. был основан сам Рим, еще долгое время после этого оспаривавший у
этрусков право называться самым могущественным государством на территории сегодняшней
Италии. У этрусков римляне переняли многое, в частности — гладиаторские бои.
Однако римляне бывали и в Греции, наблюдая за тамошней спортивной жизнью,
особенно после завоевания Греции в 146 году до н. э.
Знатные римляне приглашали к себе греческих спортсменов
для показательных выступлений, первое из которых состоялось в 186 году дон. э.
Политический замысел здесь состоял в том, чтобы заслужить благосклонность
народа, разбавляя гладиаторские бои и травлю животных на арене такими
экзотическими вещами, как бег, метание диска и прыжки.
Политики оплачивали эти выступления из собственного
кармана и, когда начиналось представление, всегда старались быть на всеобщем
обозрении. Они старались показать свою принадлежность к народу, подчеркнуть,
что у них те же интересы и те же развлечения. В Риме спорт долгое время
оставался иноземным феноменом и впечатлял необычностью.
Римская элита неоднозначно относилась к греческому
спорту. С одной стороны, достижения греков уважали и ценили, но с другой —
порицали так называемые греческие глупости: например, занятия спортом в
обнаженном виде, что рекомендовалось греческими интеллектуалами, живущими в
Риме — учителями, философами и риторами. В качестве массового занятия и
гражданской обязанности спорт также не прижился в Риме. Римляне чаще выступали
в роли зрителей, а не активных участников. А вот бани и сауны в греческом
духе, напротив, строились очень часто.
Согласно Плинию, римляне первыми начали записывать время
бега на длинную дистанцию, однако, за исключением слов Плиния, доказательств
этого у нас нет. Часы в Риме, однако, использовались очень часто. Солнце и
вода служили римлянам для точных измерений. Постепенно уменьшался и размер
часов, и в I веке уже существовали солярии — модели размером около 3 см,
которые использовались как современные карманные часы. Водяные часы отличались
большей точностью и были независимы от солнечного света, но, как заметил еще
Сенека, в Риме было легче найти единение среди философов, нежели среди часов.
Хотя по современным меркам римское исчисление времени носило весьма
приблизительный характер — длина часа менялась в зависимости от времени года —
было возможно довольно-таки точно фиксировать время на состязаниях по бегу.
Римляне считали количество кругов или дорожек на
стадионе, пробегаемое за единицу времени, например за час или за день. Один
человек пробежал 260 километров в Большом цирке, крупном римском стадионе, вмещавшем
в себя 250 000 зрителей; в другой раз ребенок восьми лет пробежал забавы ради
18—20 километров. Кроме этих двух случаев, при описании спортивного достижения
римлянами дистанция указывается редко.
Практически нет свидетельств о женском беге в Риме. Одна
из хорошо сохранившихся римских мозаик, так называемые Девушки в бикини в
пьяцца Армерина на Сицилии, изображает легко одетых девушек, бегающих,
танцующих и играющих в мяч. Молодость у римских женщин продолжалась недолго; в
брак они вступали при первых месячных, в тринадцать—четырнадцать лет.
Римские цезари учреждали спортивные игры во славу божеств
либо земных героев. В 80 году Сулла перенес Олимпийские игры в Рим, чтобы
отпраздновать выдающуюся военную победу, и построил первый в городе стадион
греческого образца. Не считая соревнований по спринту, который в том году участники
игр бежали, как и прежде, в Греции, игры прошли в Риме. Это свидетельствует не
только о римском владычестве и зависимости Греции, но и об уважении к греческим
традициям.
Все больше римских праздников и игр самого разного толка
начинали включать в себя бег. Император Марк Аврелий любил бег и всячески
подчеркивал важное значение бега и других видов спорта. В это время бег начал
приобретать популярность среди римлян, не вытесняя, однако, скачки на
колесницах и гладиаторские бои. По сравнению с ними бег казался слишком
инертным и неинтересным, кроме того, в Риме отсутствовала беговая традиция.
В римских преданиях не рассказывалось о героических
временах, на которые можно было бы оглядываться и ставить себе в пример, не
было и героев- спортсменов, которые почитались бы как полубоги. В Италии
практически не существовало городов-государств, которые подстрекали бы друг
друга к спортивным соревнованиям; она была населена различными племенами,
большую часть времени занятыми тяжелой работой или войной с соседями. У них не
было возможности, как у свободных, неработающих греческих граждан,
тренироваться и заботиться об идеальном физическом состоянии, хотя римский
строй, так же как и греческий, базировался на рабовладении. Римские подданные
несли множество повинностей, но занятия спортом не входили в их число.
Многие понимали пользу спорта, и Юлий Цезарь, равно как и
Август, часто бывали на Марсовом поле, где тренировались и состязались юноши,
готовящиеся стать солдатами. Подобные же сооружения строились и по всей
империи. Само собой, у Цезаря, как и у других военачальников, был свой штат
хорошо оплачиваемых рассыльных, которые могли пробежать двести пятьдесят
километров в день. Однако проводить дни и месяцы в тренировках, беге и прыжках,
чтобы потом раздеться догола перед тысячами сограждан и рисковать проиграть, —
это было ниже достоинства римлянина. Греческий идеал спортсмена-победителя,
победы которого свидетельствуют о его мужестве, в Риме не прижился.
Римские спортивные игры имели одно важное отличие от
греческих: 1исИ, что переводится как «игры».
Римляне праздновали пышно и с размахом, будь то праздник
в честь Юпитера или удачный военный поход, на празднике демонстрировались
сокровища, вывезенные из дальних стран, солдаты-победители маршировали по
улицам города под всеобщее ликование народа. Люди помогали отвлечься от
тяжелой повседневной рутины, и их число с каждым веком неуклонно росло. Римляне
казались ненасытными в этом отношении, так, например, в середине IV века в
годовом официальном календаре было отмечено целых сто семьдесят шесть
праздников такого рода.
Греческие мероприятия, связанные с поэзией, бегом или
пением, носили, как правило, состязательный характер. Римляне, напротив, были
призваны развлекать народ и проводились часто специально нанятыми для этой
цели людьми. Когда количество спортивных игр в Риме во II—III веках начало
расти и римляне предпринимали попытки реанимировать Олимпийские игры, греческие
спортсмены нашли там новую нишу для применения своих талантов. Атлеты были
привычными к дальним путешествиям и устремлялись туда, куда манили слава и
деньги. Они встречали римлян в гимназиях в разных уголках империи, а
аристократическую молодежь в клубах, где юношей готовили к службе в армии и другим
важным должностям.
На спортсменов, выступавших на соревнованиях в Римской
империи — в Тунисе ли, в Австрии или во Франции, — падала небольшая частица
гладиаторского ореола. Они обладали соответствующей славой, пользовались
популярностью у женщин. Они погружали стрелы в кровь убитых гладиаторов, чтобы
потом, во время свадебной церемонии, украсить ими свои волосы, чтобы стать
похожими на гладиаторов и приобрести магические способности.
Гален, самый известный после Гиппократа врач древности,
работал с гладиаторами и рекомендовал бег, чтобы предотвратить ожирение.
Умеренность была основным методом похудения в его время. Гален жил спустя
полтора века после Сенеки, и проблема ожирения еще острее встала для не знающих
меры римлян. Помимо бега, Гален советовал и другие упражнения — бег считался
слишком однотипной тренировкой и мог привести мышцы в должную гармонию только
в комплексе с другими упражнениями. Бег как таковой, по его мнению, практически
не развивал мужество и, кроме того, вредил кровеносным сосудам.
Римские бегуны не удостаивались того почитания, которым
пользовались греческие. Об этом говорит отсутствие имен выдающихся римских
спортсменов в позднейших источниках и археологических материалах. Греки увековечивали
имена своих спортсменов и воздвигали в их честь памятники, римляне же не
удосуживались даже упомянуть своих победителей.
|