Бегуны занимали важное место и в мифах индейцев племени
фокс. Бытовало поверье, что когда-то люди были несчастны и сбиты с толку, и,
дабы обрести мудрость, некоторые из них начали поститься. Так, они узнали,
каким образом им следует организовать дела в Месквакисе — месте проживания
вождя — и стать сплоченным народом. Так было положено начало ритуальным
беговым церемониям.
Боги поместили на землю трех людей, бегунов, и наделили
их особыми способностями. У них спрашивали совета, они могли улаживать споры и
принимать решения, если вожди расходились во мнениях. Они участвовали в
переговорах и обсуждали насущные проблемы с религиозными лидерами. Бегуны предупреждали,
если угрожала какая-нибудь опасность, и обходили селения, на случай если к ним
будут какие-нибудь поручения.
Нелегко приходилось тем, кого называли «посвященными
бегунами». Им приходилось следить за всем, что происходило в индейских городах
и прилегающих к ним деревнях. Они были также обязаны присутствовать на поле
битвы, поскольку умели понимать и толковать божественные знаки. Это было им
позволено, и они, таким образом, пользовались расположением верховного божества
Маниту. Помимо этого, они были просто быстрыми бегунами и добрыми людьми. Их
могли послать с заданием как угодно далеко, и куда бы они ни направлялись, они
собирали вокруг себя народ и передавали новости. Бегуны не имели права отказаться
выполнять поручение.
Рассказывают о трех посвященных бегунах — вожде и его
наследнике, которых сопровождал третий бегун. Последний посвященный бегун
среди индейцев родился незадолго до 1810 года. Мы не знаем его имени, но
кое-что из его жизни нам известно — например, то, что он постился в течение
десяти дней, чтобы очиститься перед посвящением.
Следующей зимой он постился в течение двенадцати дней и
услышал во сне голос, велевший ему идти к реке, чтобы получить знак свыше.
Юноша пошел к реке, после недолгого ожидания он услышал свист, перед ним
появилось маленькое симпатичное существо.
Я все время бегаю по кругу. Ты видел, как быстро я
двигаюсь? Да, я благословлю тебя, хотя и не могу этого делать, и справляюсь не
со всей работой. Но кто сменит меня?
Ты будешь очень быстр. Тебя будут называть посвященным
бегуном. Так тебя будут называть умные люди. Они будут гордиться тобой, пока ты
живешь.
Ты должен будешь помогать людям настолько, насколько это
возможно. Тебя будут посылать с трудными заданиями, на большие расстояния. Ты
не должен отказываться. Я наделю тебя спокойствием и терпением.
Этот посвященный бегун из племени фокс также обладал
даром невидимости.
Он онемел, начал мыслить и вести себя по-другому. Он
получал одно за другим поручения, и должен был спокойно выполнять их, не ропща
и не испытывая недовольства, хотя они были трудными и бегать приходилось
далеко. Начинать бег всегда следовало с южной точки маршрута. По пути следовало
бросать табак в реки и петь гимны богам, это обеспечивало неуязвимость от пуль
и стрел. Женщины представляли для него опасность, поскольку на них лежало
проклятие Маниту — месячные. Если женщина в период месячных жила неподалеку от
месторасположения бегуна, это вредило ему. Он, в свою очередь, не должен был
плохо отзываться о женщинах.
В пути бегун не должен был есть слишком много мяса. Если
ему хотелось мяса, то лучше всего было убить перепелку, поскольку перепелки
быстро летали. Он должен был купаться каждый вечер, оказывать почести старшим
и ухаживать за родителями. Он должен был спать на улице, к югу от жилища, на коврике
из шкуры убитого им самим пятнистого оленя. Когда он возвещал о чьей-либо
смерти, ему было запрещено надевать красную одежду, так как кровь покойника
остановилась. Он не должен был никогда плевать по дороге, известия следовало
произносить размеренным и тихим голосом, даже если он выполнял функции
глашатая. Все индейские вожди внимательно слушали его. Он не должен был
говорить нехорошие вещи или произносить дурные слова, ему запрещалось
пересказывать чужую речь и высмеивать кого-либо.
Этот последний посвященный бегун, проживший всю жизнь
холостяком, уважаемый и почитаемый человек, выполнял в 1865 году важное
поручение, предупреждая о грядущей войне. Следующей зимой он умер. Пятидесяти
шести лет от роду он предсказал, что его племя будет уничтожено и разбито, не
индейцами, но белыми людьми.
— Теперь не осталось посвященных бегунов, и никто не
оповестит вас о том, что происходит с вами. Вам будет сложно узнавать это. Но
если вы будете умирать, найдется кому рассказать об этом. Держитесь вашей веры
и не отступайте от традиций, к радости белых, — сказал он тогда.
Спустя полстолетия его пророчество практически полностью
сбылось. Никто из племени более не постился, никто не обладал быстрыми ногами
и магическими способностями. Были люди, выполнявшие работу бегунов, но удача
улыбалась им меньше, чем их предкам. В 1920-х годах еще находились люди,
придерживавшиеся старых традиций, но они были ленивы. Традиции были подорваны и
исчезли, молодежь игнорировала наследие прошлого и перенимала обычаи белого
человека. В прошлом индейцы были осторожнее и бдительнее, поскольку бегуны
связывали разные селения и семьи.
Те же правила действовали в пустыне на юге Калифорнии,
где жило индейское племя чемеуэви, где бегуны образовывали особую социальную
группу и выполняли задания вождя — и в мирное, и в военное время. Они называли
друг друга братьями и были связаны общей профессией.
Когда антрополог Каробет Лерд исследовал жизнь
посвященных бегунов в межвоенное время, только один из них строго придерживался
традиций. Его звали Крысиный Член, он был немногословен и скромен. Когда он,
забавы ради, бегал вместе со своими товарищами, он бежал так же, как и они, но,
следуя традициям племени, в то же время впадал в транс.
Однажды утром он покинул своих товарищей на Тополином
острове в Неваде и направился к реке Хила в Аризоне. Его товарищи последовали
за ним. Вскоре они заметили, что расстояния между следами становились все
больше и больше, а следы все меньше и меньше различимы в песке, словно он парил
над землей, иногда касаясь ее ногами. Когда они достигли форта Юма, им
сказали, что Крысиный Член уже давно покинул это место.
У Крысиного Члена была своя, особенная манера бега. Ему помогали
сверхъестественные силы, и бегал он так, поскольку владел «техникой старой
школы». |