Греческие женщины также бегали — особенно молодые, так
как после рождения детей им было уже не до бега. Женщинам-спартанкам не
рекомендовалось излишне оголять тело и вызывающе вести себя. Их также
предостерегали от безрассудных поступков, которые они могли совершить, подражая
мужчинам. В одной пьесе об этом говорится так: «Уехав из дома, они начинают
общаться с молодыми людьми, носить открытую одежду, обнажающую ноги, бегать
наперегонки с юношами и мериться с ними силой».
Особенно много занимались бегом молодые спартанские
девушки — для этого существовала специально отведенная территория — дромос,
что переводится как «бег». Мало кто был крепче и здоровее жителей Спарты,
города-государства, где свободные граждане составляли меньшинство и само существование
которого базировалось на феноменальных воинских способностях. Девочек и
мальчиков забирали у родителей в семилетнем возрасте, чтобы они, живя
самостоятельно, закаляли себя и становились воинами; спартанцы смеялись над
слабостью и мнили себя непобедимыми. Спартанские девушки занимались всеми
видами спорта, в том числе и борьбой, были мускулистыми и хорошо сложенными. У
них не было выбора. Задачей девушек было рожать здоровых воинов, по-другому и
быть не могло в обществе, где без сожаления сбрасывали в пропасть слабых
младенцев и били мальчиков кнутом, чтобы принести их кровь в жертву богам —
чтобы они развивали в себе силу, если не умрут от ударов. Выбирая себе супругу,
юноши наблюдали за тренировкой девушек, смотрели на их тела и останавливали
свой выбор на наиболее крепкой и здоровой. Свою главную дистанцию — спринт в
честь бога Диониса спартанские девушки бежали, когда им приходила пора вступать
в брак.
Спартанские женщины были известны своим обыкновением
бегать обнаженными. Греческие женщины практически никогда не делали этого, во
всяком случае, после того, как у них появлялись волосы на лобке, хотя бег без
одежды по возделанной земле был для молодых девушек своего рода ритуалом плодовитости.
Родящая сила земли вливалась в их тела и способствовала появлению потомства.
Девушки и женщины бегали не только поодиночке.
Соревнования проводились и среди них, и самыми престижными были те состязания,
которые проходили в Олимпии.
Раз в четыре года, за месяц до прибытия на игры мужчин,
женщины собирались в Олимпии, чтобы принять участие в забеге на 160 метров,
посвященном небесной властительнице и супруге Зевса Гере.
В деревнях вокруг Элиса шестнадцать избранных женщин
готовились к предстоящему забегу. За девять месяцев до начала они собирались в
специально отведенной постройке, чтобы сплести роскошное одеяние для богини
Геры, и не случайно отводимый для этого срок соответствовал сроку беременности.
Это была очень трудоемкая и важная работа, одеяние не соответствовало модным
тенденциям — оно оставалось неизменным с 580 г. до н. э. и на протяжении всех
девятисот лет, пока проводились эти забеги.
В ритуальном беге, посвященном Гере, участие могли
принимать только незамужние девушки, самым старшим из них было по 18—20 лет.
Здесь было меньше суматохи, чем на Олимпийских играх, не так много зрителей, и
это соревнование было не столь престижным. Но все же, считалось важным событием.
Бег в честь Геры не превратился в праздник, продолжающийся несколько дней, как
Олимпийские игры, он остался просто бегом. Поэтому он в большей степени, чем
Олимпийские игры, сохранил свое первоначальное значение, вокруг него было
меньше коррупции и бешеной гонки за призом.
|