В разных культурах на протяжении многих столетий бегом
занимались тысячи специально натренированных мужчин. Говорили, будто в ступни
скороходов можно было забивать гвозди — такими твердыми они были. Возможно, это
не совсем соответствует истине, однако ноги скороходов были мощнее, чем у всех
остальных — независимо от того, жили они в Европе, Африке, Америке, Индии или
Китае. Наибольшей известностью пользуются скороходы инков.
Когда испанцы в 1532 году пришли в Южную Америку и
завоевали империю инков, она занимала площадь от теперешней границы между
Эквадором и Колумбией до Рио-Мауле в Чили, а численность населения достигала 10
миллионов.
Могуществом своей империи и своим господством инки были
обязаны, помимо прочего, хорошей системе коммуникации и тщательно продуманной
системе дорожных сообщений. Чтобы сократить время в пути, дороги строили по
возможности прямыми, отчего они часто поднимались по склонам длинными
лестницами. Дороги мостили камнем или укрепляли стенами, а вдоль наиболее
значимых путей ставили столбы, которыми мерили расстояния: одна миля
соответствовала 6000 шагов. Над речными потоками были перекинуты висячие мосты
из лиан, и переход по этим примитивным конструкциям каждый раз был сопряжен с
риском.
Благодаря профессиональным бегунам — часкис, то есть
обменивающихся, дающих и берущих — существовала эффективная коммуникационная
система. Их тренировали с самого детства, выбирая лучших и наиболее
ответственных, они приносили обет молчания. Они гордились своей профессией, а
законопослушность в империи инков, где кража кукурузы с поля каралась смертью,
сомнению не подвергалась. Бегуны жили в маленьких домиках вдоль дорог — по
четыре или шесть человек в каждом, в зависимости от важности того или иного
пути. Двое постоянно сидели у порога в полной готовности и наблюдали за
дорогой. Едва завидев вестника, один из бегунов выходил ему навстречу. Вестник
передавал ему простую устную новость или веревку с узелками, содержащую
послание, — инки не знали ни колеса, ни алфавита.
На веревке было завязано несколько узелков разного
цвета. Они располагались либо параллельно, либо расходились от одной точки, и
каждый узелок что-нибудь да значил. Узелками передавали слова, цветами — числа.
Бегуну не нужно было уметь читать узелковые послания. Часто вестники приносили
известия, которых сами не понимали и расшифровать которые могли только
посвященные люди.
Приняв послание, вестник как можно быстрее бежал к
следующему домику, расположенному в нескольких километрах, и там все
повторялось. Бегунам удавалось передвигаться довольно быстро, так как домики
располагались недалеко друг от друга.
Они доставляли новости людям различной важности и
значения: от управляющего округом до инка, носителя высшей власти в империи, —
местные известия, указания от вышестоящих лиц и вести, касающиеся полей и
скота. По мостам и дорогам, которые простирались от побережья до высокогорных районов
на высоте до 4000 метров над уровнем моря, непрерывно передвигались скороходы,
для которых суточная норма пробега составляла около 250 километров. Новости
беспрерывно текли от одного посланца к другому, а скороходы для восстановления
сил жевали кокосовые орехи. Во многих землях скороходов узнавали по длинным
перьям на голове. О своем прибытии они возвещали, трубя в раковину, которую
носили на поясе. В любое время дня и ночи наготове находились тысячи скороходов,
которые работали сменами по 15 дней, за что получали питание и жилье от
государства. Их роль была столь важна, что им платили столько же, сколько
наместникам областей.
Чего только не доставляли скороходы верховному инку в
Куско: например, особые блюда — такие, как улитки и морепродукты. Двор к обеду
получал рыбу, выловленную утром, хотя располагался далеко на материке. Еще
были скороходы специального назначения — хатун-часкис, разносившие более
тяжелые и объемные грузы. Они работали сменами по полдня.
Особо важные известия от монарха отмечались красной нитью
или палкой с засечками. У каждого домика был сложен костер, который в
чрезвычайных случаях разжигали — например, чтобы предупредить о восстании или
вторжении. Бодрствующие рассыльные зажигали огонь и передавали весть в
столицу, где жил правитель со своей свитой. Еще не зная причины тревоги — а она
становилась известной лишь с прибытием вестника, — правитель выдвигал войска в
том направлении, откуда пришла тревога.
Отправным пунктом скороходов в империи инков был город
Куско — центр мира и жилище сына Солнца, Великого Инки. Этот город располагался
почти в 3500 метрах над уровнем моря и во времена расцвета империи насчитывал
до 200 000 жителей. Самые отдаленные уголки империи, когда она достигла наибольших
размеров, находились в 1500 километров от Куско, и вести доходили туда за пять
дней. Из Куско и в Куско ежедневно отправлялись и возвращались скороходы.
Встречаясь в пути, те, кто направлялся в Куско, всегда уступали дорогу — так
велико было уважение к городу.
Источники свидетельствуют о том, что у инков было
трепетное, благоговейное отношение к окружающему миру. И скороходы не были
исключением. В государстве инков считалось, что даже самые незначительные вещи
имеют душу. Все было живым и требовало уважительного к себе отношения, а
человек должен был заручиться благорасположением всех существ. Бегуны,
передвигавшиеся по высокогорным плато, видели не просто дикую природу — все
вокруг них кишело духами и разными субстанциями, камни и животные принадлежали
миру, в котором жил и которому подчинялся человек. Миллионы существ наблюдали
и следили за каждым их шагом. Скороходы инков страшились не одиночества в
безлюдной местности или во мраке ночи, а скорее того, что мириады духов вдруг
заявят о себе. Они жили в мире, наполненном постоянными опасностями, и
никогда не знали, какую напасть уготовали им враги или природные силы.
Скороходы понимали, что от скорости их бега и от доверенных им посланий зависит
благосостояние всего общества, которое должно выстоять и в войне, и в мире,
пережить природные катаклизмы и неурожайные годы. Прежде чем перейти реку, скороход
выпивал немного воды из нее и просил реку о благосклонности во время переправы.
Тень летучей мыши, крики птиц или чудной сон — все это отпечатывалось в памяти
скорохода и имело символическое значение.
— Это должно было случиться! — восклицал он, когда
исполнялось предначертанное судьбой, так как инки чувствовали себя подчиненными
заведенному мировому порядку.
Обычные люди тоже должны были хорошо бегать.
Чтобы войти в высшее сословие, нужно было пройти
четырехлетнее обучение, по завершении которого самым важным экзаменом был бег
наперегонки. Представители высшего сословия обучались в школах Куско у лучших
ученых государства языку, религии и искусству плести узелки на веревках. На
последнем году обучения они проходили историю и получали дополнительные знания
о землемерном деле, географии и астрономии. Им не предстояло быть скороходами,
но бегать все равно нужно было уметь.
В день экзамена, хуараку, в двенадцатый месяц по
календарю инков, ноябрь, кандидаты собирались на большой площади в Куско, чтобы
вознести молитвы солнцу, луне и грому. Перед экзаменом все юноши коротко
стриглись, облачались в белые одежды и прикрепляли к голове черные перья.
Вместе со своими семьями кандидаты шли к близлежащей вершине Хуанакаури, где
им предстояло, живя на строгой диете из воды и сырого риса, танцевать и
свершать ритуальные обряды. Через несколько дней они получали красно-белые
одежды и могли спать в палатках вместе со своими семьями. Их ожидал восьмикилометровый
забег к Хуанакаури, одному из самых почитаемых священных мест в округе, где
один из братьев первого инка, согласно преданию, был превращен в покоящийся на
вершине камень. Однако перед превращением он был наделен двумя крыльями и
уподобился самой почитаемой — за скорость — индейцами птице: соколу. Слово
«хуаман» означало на языке инков и «сокол», и «скорость», а в фольклоре инков
многие слова, начинавшиеся с «хуа», были так или иначе связаны с образом
сокола. Забег тоже проходил под знаком сокола.
Скорость в государстве инков была очень важна, чтобы
обеспечить власть и порядок. Это касалось как скорости вестников, так и войск
на марше. Соколы, солдаты и вестники были тесно связаны друг с другом в стране,
не имевшей других средств передвижения,кроме своих собственных ног. Одним из
завоеванных инками народов были караны, у которых не было ни системы вестников,
ни узелкового письма. Как следствие, они уступали инкам в развитии и были
легкой добычей.
Ко дню соревнования заранее приготовленные фигурки
животных помещались на вершине горы около финиша: сокол, сова, дикая утка,
гриф, колибри, змея и лиса. На старте же наблюдалась отчаянная борьба,
поскольку все участники хотели добиться почестей и благорасположения богов.
Добежав до фигурок животных, бегуны хватали их, первым доставались самые
быстрые птицы, в то время как последние получали никудышных ползучих зверей.
Таким образом, участники подтверждали свою силу или слабость, и публика знала,
кого ей следовало приветствовать, а кого высмеять. Сойти с дистанции было
позорно.
Вечером соперники ложились спать у подножия горы и
отдыхали до утра, а потом шли к вершине, где были установлены два каменных
сокола. Там начиналось состязание между двумя командами юношей. После этого
мерились навыками в стрельбе из лука и метании из пращи. Были и проверки воли,
когда кандидатов били, а они не должны были показывать, что им больно, или надо
было простоять на страже десять ночей без сна. Кандидатам приходилось стоять,
не моргая, в то время как военачальник размахивал дубиной над их головами или
острием меча перед глазами.
Выдержавшие экзамен удостаивались приема у верховного
инка и получали специально сшитые набедренные повязки, диадему из перьев и
металлическую нагрудную пластину. Уши им прокалывали золотыми иглами, и они
могли носить тяжелые серьги — явный знак, указывающий на принадлежность к элите.
Существовали и другие обряды, которые нужно было пройти, чтобы быть принятым в
элиту: танцы и ритуальное купание, вручение оружия и праздник. По завершении
участники праздника должны были убрать территорию.
Хотя для инков бег был также важным видом спорта —
состязания в беге проводились на ежегодных спортивных играх и прочих
соревнованиях, об этом упоминается реже, нежели чем об эстафетной системе,
которая была гордостью и одним из неизменных атрибутов государства инков.
Вестники были центральным нервом государства. Благодаря им, верховный инк и
получал свою власть, и удерживал ее. Испанцы оценили пользу такой системы и
сохранили ее. Испанскому отряду на лошадях потребовалось двенадцать дней,
чтобы преодолеть расстояние от Лимы до Куско. Бегуны инков преодолевали его за
три дня.
|