В 1419 году в Богемии начала набирать силу секта
адамитов, критиковавшая коррумпированность папского двора и католической
церкви. Адамиты протестовали против прогнившей церковной морали, разгуливая в
голом виде по улицам, чем сразу привлекли к себе сильное внимание общества, где
обнажение тела считалось грехом. Толпа голых людей в узких переулках и на
многолюдных торговых площадях воспринималась как дьявольское вторжение,
шокирующее и несущее зло. К тому же они боролись против общепринятой морали
окружавших людей, выряженных в пальто и шляпы, и этот протест адамиты выражали,
помимо прочего, тем, что проводили ритуальные богослужения, полностью
обнажившись.
Адамиты XV века были на самом деле новым воплощением
старой секты, возникшей во II—III веках в Северной Африке, в районе Египта и
практиковавшей абсолютный нудизм. В XVI веке она нашла последователей в
Нидерландах и спустя столетие в Богемии. Много сектантов поселилось на острове
на реке Нежарке, где они и были уничтожены в 1421 году.
Адамиты называли себя «последними праведниками». Как и
другие секты, проповедующие учение о Судном дне, адамиты полагали, что Бог
обращается напрямую к ним и ни к кому другому, давая последнее предупреждение
морально разложившимся людям. Они резко критиковали все общество, подчиненное
церкви и построенное на ее основе, где власть принадлежала духовенству.
Многое, что было принято в обществе, адамитами отвергалось, в числе
прочего и брак. Они проповедовали свободную любовь и спонтанные половые связи.
Они цитировали слова Христа о мытаре и фарисее, полагая, что даже
добропорядочным и пристойным людям, живущим в миру, будет тяжело войти в
Царство Божье. Разгуливая обнаженными, они пытались донести до людей идею
чистоты и невинности. Адамиты пользовались дурной славой безумцев; согласно
средневековым хроникам, их сжигали на кострах как ведьм и колдунов. |