Своим «Эмилем» и «естественным воспитанием» Руссо
вдохновил мыслителей многих стран. Не в последнюю очередь это касалось
Германии, где Иоганн Гутсмутс в книге «Гимнастика для молодежи» писал:
«Почти весь день
молодые люди проводят сидя, каким образом разовьется их энергия?»
В Германии так называемые филантропы, люди, делом жизни
которых было образование, устраивали школы и вводили там «естественное
воспитание», опять же несущее на себе отпечатки греческой культуры.
Сквозь историю тянется линия греческой мысли о спорте,
где-то она прерывается, но неизменно появляется вновь. Для многих чтение
греческих классиков было своего рода пробуждением: действительно, как можно
забыть заботу о своем теле, при всей нашей духовности и религиозности? Столетие
за столетием греческие ценности служили мерилом для реформаторов, они
открывали для себя старые мысли и мыслили якобы по-новому, так как античное
наследие уже было практически утеряно.
Первая известная нам всеобщая школа в Европе, где в
расписании значились ежедневные физические тренировки, была открыта в Дессау в
1774 году. С этой инициативой выступил педагог-реформатор Иоганн Базедов
(1723—1790). Учитель этой школы, Кристиан Зальцман в 1784 году основал
собственное подобное заведение в поместье Шнепферталь, сегодня это город Гота.
Гутсмутс работал там с 1785 года. Спустя год он провел
свой первый урок гимнастики, с одиннадцати до двенадцати часов дня, на
воздухе, на открытой местности, окруженной дубовой рощей. Он рекомендовал бег,
который должен был сопровождаться замерами времени, так чтобы ученики знали
свои результаты и могли попытаться в следующий раз улучшить их. Гутсмутс
полагал, что прогресс — самый сильный вдохновитель. Он одним из первых выступал
за замеры времени при занятиях спортом с молодежью, но признавал, что здесь
возникнут некоторые проблемы, так как часы того времени позволяли измерять
время лишь с точностью до минуты.
Гутсмутс развивал и совершенствовал естественное
воспитание, тренировки и игры на воздухе, что было весьма новым явлением,
которое постепенно распространялось и за пределы Германии — посредством
переводов и собственных начинаний в других странах.
Гутсмутс жил в Центральной Европе, и окружавший его мир
был миром измерений. Американская и французская революции выдвинули на первый
план индивидуальность человека. Развитие принимало новое направление —
свобода, равенство и братство вместо феодальной апатии. Теоретически каждый был
свободен иметь свою систему ценностей, Германия же во времена Гутсмутса
находилась в состоянии сильной феодальной раздробленности, и он мог наблюдать
поразительное неравенство разных слоев населения.
Он критиковал моду, которая сковывала движения человека,
особенно женскую одежду. «Выходите на свежий воздух, закаляйте тело,
обнажайтесь в любую погоду, не бойтесь этого! Плавание и купание — это
здорово, каждой школе следует иметь свой бассейн», — писал он в 1793 году, и
тогда это звучало действительно радикально. Он с ужасом смотрел на бедные
семьи, которые посылали детей на работу в возрасте одиннадцати—двенадцати лет,
задолго до того, как их организм сформируется физически. К тому же работа их
была тяжелой, однообразной и причиняла большой вред физическому развитию.
Он обращал особое внимание на то, что игра является
полноценным обучающим процессом и важной частью воспитания ребенка.
Большей известностью, чем Гутсмутс, пользуются другие
реформаторы, уделявшие большее внимание военизированному воспитанию. Особенно
известен его соотечественник Фридрих Людвиг Ян (1778—1852), бывший пионером
спортивной гимнастики, которая включала эстафетный бег на короткие дистанции. В
молодости он встретил немало противников своей деятельности, впоследствии же
его стали считать народным героем. Ему же ставились в заслугу сильные позиции
гимнастического спорта в Германии в XIX веке. Этот вид спорта распространился и
в других странах, в программе вновь возникших спортивных объединений появился и
спринт. Ян отстаивал мысль об «открытом небе, воздухе и свете».
В Англии известностью пользуется также Томас Арнолд
(1795—1842), ректор школы в городке Регби с 1828 года, учредитель уроков
гимнастики в английских школах. Арнолд изучал классические науки в Оксфорде и
был заинтересован в том, чтобы воспитывать истинно христианских джентльменов,
и спорт мог дать нечто большее, чем чисто физическое развитие.
В Регби и других школах Англии мальчики организовывали спортивные
мероприятия и до Арнолда. Ученики играли в футбол и бегали либо отдыхали на
природе, а особенно важен был бег на длинные дистанции по пересеченной
местности. В популярном романе «Школьные дни Тома Брауна», вышедшем в 1857
году, автор красочно описывает собственные впечатления от учебы в школе Регби в
30-х годах XIX века. Автор искренне верит в физическое воспитание, отвагу и
взаимовыручку. Последнее было особенно важно в школе Регби, ведь мальчики
бегали там по пятнадцать километров по пересеченной местности. Историю о жизни
в Регби читали во многих странах, и идеи, изложенные в ней, находили новых
адептов. Все это привело также к реформе школьного образования и спорта во
многих европейских странах в первой половине XIX века. |