Между X и V вв. до н. э. в старинном турецком городе
Тарсе, располагавшемся на пересечении важных торговых путей, родился мальчик.
Отцом ребенка был еврей из колена Вениамина. Будучи римским гражданином, он
заботился о том, чтобы Савл, впоследствии известный как апостол Павел, получил
строгое фарисейское воспитание. Однако ребенок не все время просиживал,
согнувшись над книгами, прежде чем был отослан к раввину в Иерусалим. Савл
учился делать шатры и проявлял большой интерес к спорту, был частым гостем на
городском стадионе. Там постоянно проводились состязания, и жадному до знаний
юноше, хорошо разбиравшемуся в греческой, римской и еврейской культурах, было
на что посмотреть.
Примерно в это же время царь Ирод направлялся в Рим,
город, в котором он, в окружении республиканской знати, чувствовал себя
комфортно и который хорошо знал. По пути он заглянул на Олимпийские игры и
нашел их, к своему неудовольствию, в весьма запущенном состоянии. Ирод основал
множество гимназий и прикладывал большие усилия для распространения греческого
спорта.
Павел рос в то время, когда Ирод начинал устраивать
Олимпийские игры в Иерусалиме и Кесарии. Невзирая на бурные протесты со стороны
раввинов — тело, согласно древней еврейской традиции, считалось нечистым и
грешным, — игры в двух вышеназванных городах проводились, по меньшей мере, в
течение последующих пятидесяти лет. Спортсмены со всей Римской империи
приезжали сюда. Иудеи были шокированы, в особенности портретом римского
императора Августа, в честь которого устраивались игры.
Во многих своих посланиях Павел касается темы бега, как,
например, в Послании к Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище
бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить».
Бег постоянно упоминается в Библии, в особенности в
Ветхом Завете. Там дважды упоминается бег на длинную дистанцию — оба раза в
связи с войной — расстояние составляло 40 и 57 км. В то время как Павел
находился под впечатлением от греческих соревнований и всячески восхвалял их,
многие библейские персонажи были вынужденно заняты бегом.
Царь Соломон, согласно Библии, правил землями, собранными
вокруг современного Израиля, где жил около 1000 года до н. э. В его услужении
находились 40 000 лошадей и 10 000 бегунов, устраивал он и состязания между
лошадьми и людьми. Хотя эти цифры и преувеличенны, Соломон устраивал
соревнования в беге для «мудрецов, священников и левитов».
Еврейский философ и писатель Филон Александрийский (20
г. до н. э. — 50 г. н. э.) был современником Павла, он написал о беге больше
других. В своих сочинениях он постоянно иллюстрировал жизненные дилеммы и
повседневные заботы примерами из бега. Бегун на старте был подобен римскому
воину на марше — нетерпеливый, спокойный и упорный. Бег на две длины стадиона
символизировал у него жизнь: «Редко случается, чтобы Бог позволил человеку выдержать
состязание, именуемое жизнью, пробежав от начала до конца, ни разу не
споткнувшись и не упав, случайно ли избежав этих двух зол или же намеренно
обгоняя соперников».
Дистанция символизировала саму жизнь. Когда человек
достигал зрелого возраста, он более не стремился вперед, но должен был,
подобно спортсменам на стадионе, развернуться и бежать в обратном направлении.
Приближаясь к цели, бегун терял силы, и, в конце концов, глубоким стариком,
добегал до финиша — умирал.
И Филон, и Павел постоянно упоминали бег в своих
сочинениях — а значит, этот вид спорта был известен и еврейским ученым.
Английский историк Гаррис изучал отношение евреев к
греческому спорту в античные времена. Он считает, что еврейские ученые и
историки недооценивали участие евреев и их интерес к спорту, поскольку он
считался «нееврейским». Согласно Гаррису, не существует доказательств того, что
ортодоксальные иудеи уклонялись от участия в спортивных играх в Египте и
Палестине. Правдоподобно звучит и то, что Павел, в течение 12 лет
путешествовавший по Малой Азии, Греции и Македонии, распространяя учение
Христа, растолковывал его, поясняя примерами, где речь шла о беге. В конце
концов, около 67 года, римляне отрубили ему голову за распространение ереси.
В 381 году христианство становится государственной
религией Рима. В 393 году цезарь Теодор запрещает Олимпийские игры.
Христиане запрещали спорт, поскольку считали, что
спортивными ритуалами оказывается почтение языческим божествам. После принятия
христианства мысли человека должны были быть направлены на жизнь вечную, а не
на развитие и почитание тела, и уж точно не обнаженного тела. Тело само по себе
считалось грешным, оно было подвержено искушениям, могло впасть в грех,
пьянство и блуд, и отвлекало мысли от Бога. Спорт, таким образом, становился
Божьим врагом. И Павел во Втором послании к Тимофею писал, что мало пользы в
телесных упражнениях, в то время как богобоязненность полезна всегда, и для
земной жизни, и для жизни посмертной. Кроме того, были запрещены и
гладиаторские бои, которые также рассматривались как языческое мероприятие.
Христианство отстаивало линейную концепцию времени. Это
противоречило многим культурам, которые придерживались циклического взгляда на
время, уподобляя его колесу, в котором человек является составной частью
вечности и повторяющихся процессов.
В 420 году Феодосий II распорядился снести храм Зевса.
Германские народы разграбили храмы в Олимпии, а в 522 и 551 годах вся область
лежала под толстым слоем пепла и пыли из-за извержения вулкана Кронион. Разлив
реки до неузнаваемости изменил местность. В Антиохии и Сирии греческие спортивные
игры проводились до 510 года и были самыми поздними известными нам играми.
Бег в Месопотамии и Египте, Римской империи и Древней Греции имел не
только множество общих черт, но и различий. Однако повсюду ему придавали
религиозное значение, и победа ценилась высоко. |