Каждый год жители итальянской Вероны собирались на
праздник бега — Корса дель Палио, «бег за зеленое одеяние», — участники бежали
обнаженными, а победителю доставались одежды зеленого цвета. Последний из
финишировавших получал в насмешку петуха, в руках с которым он должен был
пройти по городу, выслушивая насмешки, и каждый мог отобрать у него петуха.
Эта традиция берет свое начало где-то около 1207 года, тогда праздник был учрежден
в ознаменование победы веронцев над графами Сан-Бонифацио и кланом Монтекки.
Упоминал его и Данте (1265—1321) в своей «Божественной комедии» («Ад», песнь
XV, 121-124):
Он обернулся и бегом помчался,
Как те, кто под Вероною бежит
К зеленому сукну, причем казался
Тем, чья победа, а не тем, чей стыд.
Описывал Данте и бег в аду — вечный бег по кругу без
какой-либо возможности передохнуть, только боль и мучения от укусов насекомых.
Бега в Вероне проводились в первое воскресенье зимнего
поста — это был скорее торжественный городской праздник, а не спортивное
состязание в сегодняшнем понимании.
Маршрут забега был заранее известен и мог быть изменен по
распоряжению губернатора. Начинался он в квартале Томбо, а позднее в соседнем
районе Санта-Лючия и вился вдоль южных городских укреплений, проходил мимо
ворот Порта-аль-Палио и продолжался на равнине за городскими стенами. Потом
бегуны поворачивали обратно в город и направлялись по главной улице к
городской площади Сан-Фермо.
В 1393 году наградой победителю стало красное одеяние,
которое получил также и победитель скачек, состоявшихся в этот же день.
Женщины, также принимавшие участие в празднике, боролись за зеленые одежды.
Женщинам полагалось быть «пристойными дамами», а если среди таковых не находилось
желающих принять участие в беге, тогда подключались проститутки. С 1450 года
празднование было перенесено на последний четверг перед карнавалом — обычно
этот день приходился на февраль.
Мы не располагаем описаниями веронских забегов, нет и
детализированных описаний подготовки к нему и последующего празднования, но
известно, что вручение наград было очень важным событием, что публика
поздравляла победителей и требовала от проигравших, чтобы они состязались между
собой. Традиция продержалась примерно до XIX века. Урбтники начинали
тренировку задолго до самого соревнования, чтобы избежать унизительного последнего
места. Зрители стояли плотной стеной, то и дело раздавались отчаянные возгласы
— столь велико было и напряжение зрителей, болеющих за спортсменов; в узких
переулках было буквально не протолкнуться. Мало-помалу бег принимал спортивный
характер.
Практически все итальянские города в XIII—XV веках имели
закрепленный законом день, когда проводились торжественные состязания по бегу
среди мужчин, женщин и детей, а также скачки на лошадях и ослах. Женский бег
пользовался особой популярностью в Ферраре, на севере Италии, где
победительница получала в награду красное одеяние. Награждались и те, кто
финишировал за ней. В общем, в итальянских городах, окруженных защитными
стенами и рвами, активно развивалась культура бега — наследие римских луди.
В Средние века Италия выступала в качестве основного
носителя классической греческой культуры в Европе. Прочитав греческие трактаты,
профессор Пьетро-Паоло Верджерио утверждал, что человек нуждается в спортивной
тренировке и должен заботиться о своем теле. Такие утверждения влияли на
многих. В период развития гуманизма среди придворных философов итальянских
городов-государств был популярным образ «Гиото universale», всесторонне
развитого человека. В то же время княжеские дома постоянно враждовали между
собой и потому нуждались в физически развитых солдатах.
В XIV — XV веках многие греческие мыслители покинули
Византийскую империю, пытаясь найти прибежище в Италии. Они принесли с собой новую
волну интереса к античной истории и культуре. Писатель и политик Матео
Палмьери написал в 1430 году книгу «О гражданской жизни», второй том которой
был посвящен Олимпийским играм.
Итальянский гуманист Виргилий Полидор в своем трактате «О
природе вещей» описал четыре крупнейших греческих спортивных состязания. Эта
работа выдержала двадцать изданий на латинском языке и почти столько же в
переводах, первый из которых — немецкий — вышел в 1537 году. Итальянское,
особенно веронское книгоиздательство вызывало рост интереса к греческой
истории в Европе. Богатые читатели из Франции, Германии, Голландии и Англии
могли позволить себе познакомиться с греческой спортивной традицией.
Кардинал Садолето издал в 1530 году труд, озаглавленный
«О правильном воспитании юношей», где он настойчиво рекомендует бег, даже
прежде военных упражнений. За несколько столетий до расцвета книгопечатания
Европа узнала, что такое рыцарство. Приведем цитату из сочинения ломбардского
происхождения, где автор задается вопросом о пользе игр на свежем воздухе:
«Молодые дворяне, как мы видим, проводят много времени с селянами, занимаясь
борьбой, бегом и прыжками. Думаю, им это не вредит».
В те времена пользовался популярностью и женский бег.
Женский бег был частью праздничной программы карнавала
во Флоренции и других итальянских городах. Как во время карнавала, так и в
обычное время распространенным явлением в европейских городах был бег
проституток, которых с этой целью в 1501 году пригласил в Рим сам Папа.
Когда Каструччо Кастракани из города Лукка хотел унизить
жителей осажденной им Флоренции, он устроил, помимо прочих спортивных
состязаний, соревнование по бегу для проституток за стенами города. После его
смерти флорентийцы отплатили той же монетой, пустив на этот раз своих
проституток по маршруту от Флоренции к воротам Лукки.
Во время бега участницы подвергались всяческим насмешкам.
Когда наградой были деньги, а не одежда, считалось нормальным, если зрители,
например, подставляли проституткам подножки, так что те к всеобщей радости
народа падали. Участницы таких забегов выступали совершенно обнаженными — не
без мысли о будущих клиентах. По окончании забега вручались призы — одежда и
ткани ярких расцветок, по которым узнавали городских проституток.
Они жили на определенных улицах, носили украшения,
отличные от тех, что носили другие женщины. Их сообщества, организованные по
образу и подобию средневековых цехов и гильдий, при вступлении в которые также
действовал своего рода отбор, отличались сплоченностью и профессиональной гордостью.
Бег проституток проводился из десятилетия в десятилетие и удовлетворял, помимо
прочего, потребность горожан в непривычных и необычных зрелищах.
Обычные женщины тоже принимали участие в беге, неся при этом либо кувшин
на голове, либо ведра с водой в руках, которые нельзя было ронять. Одного
неверного шага было достаточно, чтобы окатиться водой и быть поднятой на смех.
Случалось, что и сами девушки вызывали друг друга на состязание, как, например,
пастушки из Вюртемберга. Чтобы сдерживать их и не давать им хитрить, царапать и
пихать друг друга, позади всех бежал городской советник. Но даже тогда дело
нередко заканчивалось толкотней и драками на траве. Мужчинам нравилось
наблюдать за толпой разозленных, босоногих девушек. |