Женщины не созданы для бега. Они бегут лишь в надежде,
что их догонят.
Жан-Жак Руссо
Французский философ Жан-Жак Руссо написал в 1762 году
книгу «Эмиль, или О воспитании». Этот труд вошел в его наследие, сыгравшее
видную роль в развитии западной культуры.
Руссо понимал, что детство представляет собой самостоятельный
период, отделенный от зрелых годов, и является не только подготовкой к
последним. Как педагог Руссо рекомендовал свободу и вольное воспитание, как
философ же он полагал, что цивилизация изуродовала природу человека. Он хотел,
чтобы дети приобретали опыт и закалку, а не становились избалованными.
Несколько лет, считал он, детям можно позволить играть, как они хотят, более
распланированный режим следует вводить с двенадцати лет. Воспитание Эмиля
представляло собой мысленный эксперимент и педагогическую утопию. Эмиля
воспитывал домашний гувернер, другие взрослые его воспитанием не занимались:
«Требовалось приучить бегать вялого, ленивого ребенка, который сам по себе не
был склонен ни к этому упражнению, ни к какому-либо другому, хотя его
предназначали в военную службу».
Задачей было сделать из заносчивого барчука «быстроногого
Ахилла», при этом не надоедая ему, так как дворяне не должны были исполнять
ничьих указаний. Пришлось обратиться к бегу.
Руссо всегда держал два пирожных в кармане, когда он
гулял с мальчиком после обеда. Однажды мальчик обнаружил еще одно пирожное в
его кармане и попросил дать ему это пирожное. Нет, оно принадлежит Руссо, или
же он отдаст его как награду победителю в беге наперегонки с двумя игравшими
неподалеку мальчишками. Он достал пирожное и предложил бег. Разметили дорожку,
и мальчики побежали по данному сигналу. Один из них победил, ему и досталось
пирожное.
Но это не заняло вялого спутника Руссо. Подобные прогулки
продолжались, ведь воспитание детей отнимает много времени и предполагает
необыкновенное терпение. Каждый раз мальчик получал один или два кусочка
пирожного за участие в беге, и каждый раз Руссо с товарищами сидели и наблюдали
за ними. Прохожие останавливались и смотрели, одобрительно кивая, поскольку
слух о таких действах распространился по округе. Да и воспитанник Руссо втянулся
в эти поединки, принимая в них живое участие.
Ему было обидно смотреть, как пирожные исчезают во рту
других мальчишек, и он понял, что бег может что-то принести. Он начал
тренироваться в переулочках и, шутя, требовал дать ему пирожное. Ответом ему
был отказ, тогда он злился и отвечал:
— Ну, хорошо! Кладите его на камень, обозначьте беговую
дорожку, а там уж мы посмотрим!
Поддразниваемый воспитателем, он бежал, и побеждал, и
получал награду. Молодой дворянин был усерден в беге и не нуждался в поощрении
или ободрении. Он делился пирожными с другими, бег доставлял ему
удовольствие, и он был щедр, но Руссо советовал ему бегать на разных дорожках.
Он хотел, чтобы мальчик понял разницу в длине дорожек.
Воспитанник тем временем понял, что лучше всего выбирать
кратчайший путь. Он смотрел на дорожку и шагами мерил ее длину — ребенок был
слишком нетерпелив, чтобы долго измерять ее. Он хотел тренироваться. Он
упражнялся в измерении расстояния на глаз и определял длину дорожки с точностью
землемера. Тогда Руссо стал думать несколько в другом направлении — о зрении
человека и способности на глаз оценивать расстояния — возможностях, которые
могли развить занятия бегом.
Наступила юность Эмиля. Он и его товарищи ели пирожные и
вспоминали игры детства. Мог ли он по- прежнему бегать? Разумеется. Наметили
расстояние, положили пирожное, и Эмиль с тремя товарищами вышли к старту. Эмиль
срывается с места и финиширует первым. Его подруга Софи дает ему пирожное, он
делится с соперниками.
— Я бросаю
тебе вызов! — говорит Эмилю Софи.
Она поднимает свои юбки, чтобы удостовериться, что они
достаточно коротки для бега. Дан сигнал, Софи бежит, Эмиль остается на месте.
Отрыв был столь велик, что Эмилю пришлось приложить все
усилия, чтобы прийти к финишу вровень с Софи. Он не преминул оказаться галантным
и, позволив ей финишировать первой, провозгласил:
— Победа за
Софи.
Таким образом, Руссо посмеивается над женщинами:
«Женщины не созданы для бега. Они бегут лишь в надежде, что их догонят. Бег не
единственная вещь, в которой они неловки, но единственная, в которой они
неграциозны: локти, отодвинутые назад и плотно прижатые к телу, придают им
смешной вид, а высокие каблуки, на которые они забираются, придают им сходство
с кузнечиками, если последним захотелось бы бегать, а не скакать».
Во многих сферах Руссо мыслил новаторски, однако к
женщинам-бегуньям он относился с долей скепсиса, в том числе и потому, что им
мешала одежда. Дамская мода Франции, предписывавшая длинные платья и корсеты,
сковывала движения. Такая одежда накладывала свой отпечаток и на физическое
развитие девушек.
Именно во Франции в 1796 году прошел и первый бег на 100
метров, с точным замером времени. Это произошло после того, как в 1791 году во
Франции был утвержден метр. Эта единица измерения была предложена в 1675 году
итальянским ученым Тито Ливио Бураттини, вдохновленным англичанином Джоном
Уилкинсом, описавшим ранее универсальную единицу измерения.
В 1791 году французское Национальное собрание одобрило
предложение Академии наук о том, что метр должен соответствовать одной
десятимиллионной длины меридиана, проходящего от экватора к Северному полюсу
через Париж. Новейшие измерения показывают, что такое определение не полностью
соответствовало истине. В 1795 году во Франции был отлит прототип метра,
расходившийся с эталоном на пятую часть миллиметра. Французы были первыми, кто
начал использовать метрическую систему, и произошло это в 1812 году.
Метрическая конвенция от 20 мая 1875 года являла собой международный
научный трактат, означавший введение метрической системы. Новый прототип метра,
выполненный из платины и индия, был изготовлен в 1889 году. Эти нововведения
были очень значимы для многих людей, в том числе и для тех, кто занимался бегом
и нуждался в точных замерах времени и дистанций. |