Египетское государство образовалось в долине Нила
примерно между 3100 и 3000 гг. до н. э. Археологи нашли следы, указывающие на
то, что египтяне занимались стрельбой из лука, борьбой, боксом и скачками.
Были здесь и рассыльные, бегуны; бегом занимались и солдаты-пехотинцы — люди,
сопровождающие знатных людей в повозках, и солдаты, которых выбирали для
службы «быстрыми бегунами».
Более всего египетские фараоны прославились благодаря
ритуальному бегу на празднике благодарения Хеб-сед, «празднике хвоста».
Название напоминало о зверином хвосте, прикреплявшемся сзади к одежде фараона
в более древние времена.
Праздник утвердился примерно в 3000 году до н. э.,
праздновать его стали с утверждением владычества фараонов. Сначала это был
военный праздник с парадом и выносом знамен. Также имели место бега, во время
которых знатные военнопленные перепрыгивали через символические границы
государства, после чего их казнили. Позднее бегал только фараон.
Рамзес II (1303—1213 до н. э.) занимал трон на протяжении
шестидесяти шести лет, с 1278 года до н. э. Перед коронацией он должен был
бежать на многолюдном празднике благодарения у одной из пирамид, чтобы
доказать, что он достоин трона. Он был один на 140-метровой арене, но получал
помощь от сверхъестественных сил. Он пил укрепляющие напитки и ел священную
пищу.
Спустя тридцать лет Рамзес должен был снова бежать ту же
дистанцию, чтобы подтвердить свою жизнестойкость и способность править. После
этого он должен был каждый третий или четвертый год повторять бег между
высоченных пирамид. Подданные желали, чтобы испытание было пройдено, ведь все
и в повседневной жизни, и в обществе целиком зависело от Рамзеса. Он был
центром Вселенной, обеспечивающим гармонию в мире. Только он напрямую общался с
богами и принимал участие в управлении миром наравне с ними. Как представитель
богов, он следил и заботился об их творениях. Слабый правитель был опасен для
всего мира.
Рамзес справлялся с бегом вплоть до своего девяностолетия
— бег был крайне важен еще и потому, что символически подтверждал границы
государства.
Археологи нашли мало следов, указывающих на бег
наперегонки в Египте, но египетские источники характеризуют бегунов как «самых
быстрых среди быстрых». Это могло звучать так же, как «Я превзошел в скорости
весь город, и нубийцев, и египтян».
Каменный монумент, который недавно был обнаружен
неподалеку от старой дороги, ведущей от Мемфиса к Фаюмскому оазису, сооружен в
период между 6 декабря 685 года до н. э. и 5 января 684 года до н. э.,
предоставляет некоторые дополнительные сведения о беге в Древнем Египте. Фараон
Тахарка, находившийся в то время у власти, распорядился установить памятный
монумент «в пустыне к западу от королевского дворца» и выбить на нем: «Войско
сына Солнца, Тахарки, упражняется в беге».
Фараон отбирал солдат, которые тренировались в пустыне,
для внезапного нападения. По пути к тренировочному лагерю фараон увидел, что
войско находится в хорошей форме; этот факт снискал его благорасположение, и
он организовал забег на скорость от Мемфиса к Фаюму. Властитель следовал за
войском на конной повозке, но иногда выходил из нее и пробегал некоторые
участки дистанции вместе со своими солдатами — неслыханное доселе дело. Факт,
что фараон поставил себя в буквальном смысле на один уровень с солдатами,
значил для них многое. Войско отдохнуло в Фаюме два часа, прежде чем
отправиться назад в Мемфис. Воин, прибывший к цели первым, был особо поощрен;
получили награды и все, кто участвовал в забеге.
Согласно памятной дощечке, войску потребовалось четыре
часа, чтобы преодолеть пятьдесят километров от Мемфиса до Фаюма. Обратный путь
занял больше времени как по причине усталости людей, так и потому, что стало
жарче.
Бег в Месопотамии и Древнем Египте был часто религиозным
ритуалом, в некоторой степени связанным с солдатской жизнью. Он предшествовал
другой выдающейся спортивной культуре Средиземноморья — греческой, которая
находится уже намного ближе к современному спорту.
|