Шумерский царь Шульги властвовал над городами на юге
страны с 2094 по 2047 год до н. э. Он был полновластным правителем: и царем, и
жрецом, и генералом, и сборщиком налогов. Он следил, чтобы жители несли зерно
и другие товары в храм — храм выполнял также функцию банка, и отсюда же
выплачивалось жалованье.
В 2088 году до н. э. в священных городах Ниппур и Ур,
недалеко от сегодняшнего Багдада, проходил праздник благодарения. Царь Шульги
пообещал принять участие в обоих праздниках — от одного захода солнца до
другого. Ему надо было пробежать от Ниппура до Ура и обратно — всего 51,5 км.
Он был облачен в священную одежду, которую больше никому не дозволялось носить
— головной убор и юбка из особого материала, а также искусственная борода. Как
и большинство шумеров, он был невысок, у него был кривой нос и темные глаза.
Пробежав не один час, царь приблизился к Уру, одному из
самых почитаемых городов Месопотамии и обители Нанны, богини Луны. Он миновал
орошенные поля и фруктовые сады, вода для которых бралась из реки Евфрат,
протекавшей прямо за городской стеной.
Постепенно на фоне неба вырисовывались очертания
зиккурата — пирамиды в форме лестницы, которая бала обителью богини Луны и тем
местом, куда направлялся царь. Шульги пробрался через городские ворота с
толстыми стенами из обожженной глины и продолжил свой путь по узким улочкам
мимо маленьких домишек к северной части города, где располагались все
святилища. Он приблизился к храмовой башне, окруженной толстыми стенами.
Поднялся по многочисленным ступеням и вошел в храм, полный кувшинов, мисок и
кружек с едой и питьем в честь богини.
Царь Шульги сохранял серьезность, когда он жертвовал еду
и другие вещи перед статуей Нанны. Таким образом, богиня была почтена и
умилостивлена. Царь был лишь представителем божества — Нанне принадлежала вся
власть, и Ур находился под ее особым покровительством.
Потом царь отправился в Ниппур. Он миновал самый большой
храм в Уре, где жила и была верховной жрицей его дочь, и покинул город.
Шумеры жили на довольно плоской местности и имели хорошую
дорожную систему. Не было гор и долин, не было рек, которые надо было
пересекать, и, кроме того, царь бежал в прохладное время года.
Царь знал, что следует держать ровный, спокойный темп и
не останавливаться надолго. Он пил воду и ел финики, инжир, виноград, хлеб и
мед в домиках, располагавшихся вдоль дороги на расстоянии пары часов ходьбы.
Слуги следовали за царем, неся пищу и воду в кувшинах, а также факелы, чтобы
освещать дорогу ночью. Короля не оставляли одного в темноте. Эта процессия была
небольшой, но бросалась в глаза: под звездным небом впереди бежал царь,
временами переходя на шаг, а позади следовали слуги, готовые прийти на помощь
по малейшему требованию.
Царь Шульги миновал большие парковые и храмовые области
за пределами Ниппура. Прошел сквозь городские ворота раньше намеченного срока и
последовал прямиком на пир в честь бога Солнца Уту и богини плодородия Инанны.
Он принес жертвы от имени народа перед священной статуей. Исполнил свои
обязанности, приложив для этого некоторые физические усилия, как его склоняли к
этому неписаные правила, чем обеспечил себе добрую память после смерти. С
помощью людей, которые хранили традиции и обычаи в устной и письменной форме,
царю удалось приукрасить это действо.
Эти ранние городские поселения в Южной Месопотамии,
«стране между реками» — Евфратом и Тигром, на территории современного Ирака —
родина одного из самых древних письменных языков.
Здесь человек начал заниматься земледелием, это произошло
примерно в 8000 году до н. э., здесь же начали применять передовые способы
орошения. Это привело к большей концентрации людей, и поэтому в Месопотамии
появились первые города мира, примерно в 3500 году до н. э. В древнейшей человеческой
бюрократической системе бегуны занимали центральное место. Они доставляли
официальные документы по всей территории царства, пользовались большим
уважением, а в награду за труды получали оливковое масло, пиво и земельные
участки.
Молодой бегун начинал свою карьеру, разнося письма из
столицы управляющим провинциями. Позднее им доверяли караваны рабов,
транспортировку пищи и стройматериалов. Рассыльный Ир-Нанна выполнял свою
работу так хорошо, что впоследствии стал заведующим царской канцелярией и
главой всех рассыльных, а после губернатором и наместником. Тот факт, что
работа рассыльного могла стать отправной точкой в восхождении по
государственной иерархической лестнице, привлекал развитых молодых людей.
Постоянно путешествующие из одного конца царства в другой, они хорошо
разбирались в его делах и могли быть уверены, что в будущем получат более
серьезные задания.
Археологи не нашли остатков спортивных сооружений в
Месопотамии, но бокс и борьба описаны и в поэтических, и в административных
текстах того времени. Люди играли в мяч, также в Месопотамии были жонглеры и
акробаты, а они могли появиться только при условии, что у многих жителей страны
было свободное время, а у некоторых и хорошая физическая форма. Бег был часто
связан с культовыми праздниками, религия и спорт были тесно связаны друг с
другом — самые быстрые царские бегуны доставляли свиней и коз, приносимых в
жертву богам.
|