Когда я бежал, мое тело было покрыто тонкой коркой льда,
она потрескивала на всем моем теле и пенисе. Пенис был весь обморожен.
Молодой бегун племени Навахо
Когда возник Млечный Путь, он имел форму беговой дорожки
— поэтому индейцы племени апачей каждую осень устраивали эстафетные бега. Так
они объясняли молодым, как появилась их традиция ежегодной эстафеты, которая
служила людям ободряющим и укрепляющим знаком. Проводя эстафеты из года в год,
индейцы укрепляли связь между прошлым и настоящим, заручались стабильностью.
Они подражали сотворению мира и общались таким образом с божествами и
космическими силами.
Многие индейские племена верили, что Млечный Путь возник
из пыли, поднятой койотом и лесным котом, бежавшими наперегонки. Эти животные —
одни из самых известных фигур индейской мифологии, постоянно соперничающие в
беге. Койот олицетворял первых людей — мифическую расу, жившую на земле до
нас.
Мифы индейцев содержат много историй, связанных с бегом.
Боги велели человеку бегать, а животные показали как. Мифы и легенды,
повествующие о беге, объясняли происхождение вещей и рисовали человеку картину
мира. Соревнования по бегу олицетворяли определенных животных, их характер и
физические качества. Мифические бегуны были прародителями
кланов, отражавших социальную организацию индейцев.
В немногих обществах бегу уделялось столько внимания,
сколько уделяли ему индейцы. Населяющие огромные территории и не знавшие при
этом ни лошадей, ни колеса, индейцы были полностью зависимы от своих ног, и
это оставило свой отпечаток и на их преданиях, и на обычаях. Исследователи,
изучавшие жизнь индейцев с XIX века, обнаружили богатую традицию, которая
продолжалась и после контактов индейцев с белыми людьми. Да, бегуны могли быть
эффективно использованы в борьбе против пришельцев.
В 1680 году вестники и вожди племени пуэбло, жившего на
севере современного Нью-Мексико, собрались в Ред-Уиллоу, чтобы выслушать, что
скажет религиозный лидер По'пэй. У них были серьезные счеты с испанцами,
захватившими их в 1580 году и навязавшими христианство, подавлявшими веру индейцев
и высмеивавшими их образ жизни. В 1660 году один францисканский священник сжег
сотни индейских священных масок, а в 1675-м испанцы в Сантафе-Плаза выпороли
кнутом индейских религиозных вождей, в том числе и По'пэя.
Индейцы планировали бунт в августе, когда созреет маис.
Вестники должны были разнести эту новость, вырезанную на индейском языке на
оленьей коже, по семидесяти деревням в радиусе пятидесяти миль.
Когда приблизился август, вестники собрались вновь и
получили каждый по кусочку каната с узелками для отсчета дней. Индейцы в
каждой деревне должны были развязывать каждый день по узелку и, когда все
узелки будут развязаны, напасть на испанцев. Испанцы подозревали, что
готовится нападение, и повесили двух вестников. В ответ индейцы перенесли
запланированное нападение на более ранний срок — 10 августа.
О самом бунте известно мало, кроме того, что индейцы грабили испанские
церкви, убивали священников, жгли церковные документы и что триста
восемьдесят испанцев и индейцев было убито. На руинах Санта-фе-Плаза возникла
шва, священное место индейцев, символизировавшее их господство. |