Важными спонсорами соревнований в 1980-е годы выступали
производители беговой обуви. Когда бег достиг пика популярности, число
производителей спортивной обуви резко возросло, и эта отрасль начала бурно
развиваться в США, Европе и Азии.
Также и среди производителей спортивной обуви усилилась
конкуренция, отражавшая тенденцию мирового развития к глобализации.
Обувь «Найк» получила свое название в честь римской
богини победы. Основатель, Филлип Найт из орегонского Портленда, состоял в
конце 1950-х годов в команде бегунов Орегонского университета в Юджине под
руководством легендарного тренера Билла Бауэрмана. Осенью 1962 года Найт
отправился в Японию, чтобы прояснить вопрос о возможности поставок оттуда беговой
обуви, дешевой по американским меркам. Он заказал обувь марки «Тайгер», а фирма
была зарегистрирована под названием «Блю Риббон Спорт».
На приобретение первых пяти пар ушло больше года. Потом
Найт, продававший их с машины на спортивных встречах на западном побережье США,
и Бауэрман, рекомендовавший продукцию «Тайгер», продали за первый год 1300 пар
обуви.
После того как в 1970 году оборот компании превысил
миллион долларов, возросшие издержки и снизившаяся прибыль побудила Найта и
Бауэрмана заняться производством обуви самостоятельно. В 1971 году компания
выпустила первую пару обуви с собственным логотипом, похожим на взмах крыла,
который мог быть и крылом богини победы — впоследствии легко узнаваемым
логотипом «Найк». Но их делали в Мексике, и модель не выдерживала низких
температур, почему и была отвергнута. Найт снова поехал в Японию и добился
того, чтобы логотип «Найк» ставился на популярную модель обуви «Тайгер
Кортес». У японцев он заказал также баскетбольную обувь, обувь для занятий
борьбой и обычные беговые кроссовки.
В 1972 году состоялись отборочные соревнования перед
Олимпийскими играми в Юджине, и в центре внимания там находился молодой человек
по имени Стив Префонтен, подопечный Бауэрмана, который опробовал новую обувь.
Молодой харизматичный спортсмен был изображен с кроссовками «Найк» на ногах. В
том же году Бауэрману пришла в голову мысль изготавливать рифленые резиновые
подошвы, наподобие вафель.
Продажи «Найк» росли неравномерно, как и волна бега
1970-х годов, и многообразие продуктов компании в какой-то мере ее
стимулировало. Новые модели обуви, смягчающие соприкосновение с асфальтом и
землей, давали бегунам совершенно неведомые ранее ощущения. Теннисные туфли на
резиновой подошве были красивой, легкой и элегантной обувью, которая вдобавок
ко всему еще и продавалась по общедоступной цене. Подъем технологичности
производства, низкие издержки производства в Азии и водоворот капитализма
входили и в повседневную жизнь бегунов. Для многих это было просто чудом —
тренироваться в специально изготовленной для этого обуви и получать от этого
удовольствие.
В 1978 году «Блю Риббон» сменила название на «Найк».
Ее основатели считали себя изобретателями новой,
революционной марки обуви, бросавшей вызов таким гигантам, как «Адидас» и
«Пума», и представлявшей что-то новое, в чем нуждался мир. Это была удачная
стратегия. Обогнав в 1980 году «Адидас» по объему денежного оборота и став
крупнейшим производителем обуви в стране, «Найк» выпустил также и свою
собственную коллекцию одежды. Производство спортивной одежды и обуви стало
бурно развивающимся направлением, обещавшим хорошие прибыли, не в последнюю очередь
из-за низких издержек и зарплат в странах-производителях.
Баскетболист Майкл Джордан играл на протяжении 1980-х
годов важную роль для компании, а позднее были подписаны контракты и с другими
звездами различных видов спорта. Из бегунов наиболее полезным для «Найк»
оказался Стив Префонтен (1951 — 1975), погибший в автомобильной катастрофе.
Рассказывая о короткой карьере Префонтена и изобретении
Бауэрманом рифленых подошв, фирма создавала себе образ чего-то особенного,
какой-то эксклюзивной продукции, хотя вся их продукция сходила с азиатских
конвейеров. «Найку» удалось завоевать огромное количество преданных клиентов.
В обществе сложилось мнение о том, что «Найк» представлял особый стиль жизни,
что его продукция давала какие-то качества, недоступные другим. Покупая и
используя продукцию фирмы, рекомендуя ее друзьям и всячески проявляя свою
лояльность, люди чувствовали, что принимают участие в чем-то важном. Ни
японская фирма «Саукони», ни «Эйсикс», ни даже «Адидас» не приобрели такого
статуса. Но в успешных международных связях «Найк», обеспечивавшихся частично
почти что рабским трудом китайцев, изготавливавших продукцию, не было ничего
особенного. Примечательными же были связи Найта и Бауэрмана, а также нарастание
беговой волны. Это было международное предприятие со штаб-кварти- рой в США,
сотрудники которого были настоящими бегунами в полном смысле этого слова.
«Найк» стала одной из первых компаний, отказывавшихся принимать на работу
курильщиков. Предприятие было успешным еще и потому, что его организаторы
соединили волю, свойственную бегунам, со своим любимым занятием, командный дух
Бауэрмана и невероятную волю Фила Найта завоевать и удержать лидирующие позиции
в своей области. Найт никогда не выигрывал бега в кроссовках «Найк», но он стал
одним из мировых королей спортивной обуви.
«Найк» также основала свой легкоатлетический клуб, «Атлетик Уэст»,
пользовавшийся большим влиянием в то время, когда допинг был весьма распространенным
явлением среди спортсменов мирового класса и когда в его употреблении были
уличены лишь немногие. Обычным делом были устные договоренности между
организаторами соревнований и спортсменами, выдвигавшими в качестве одного из
требований отсутствие допинг-теста. |