В середине XVII века в Англии появился своеобразный вид
бега, где участники выступали обнаженными. В газетах его называли «Стрипз пашганьш». Филип Киндер описывает бег на две-три мили, состоявшийся в середине
зимы в Дербишире, упоминая «обнаженного юношу» и «двух соперников, также
обнаженных».
В 1681 году несколько (три или четыре) женщин также
бежали обнаженными, прикрыв материей лишь интимные места. Происходило это на
глазах тысяч людей, и неясно, насколько раздетыми были женщины, так как авторы
хроник в разное время толковали обнаженность по-разному. Возможно, они были
просто очень легко одеты.
На материале 19 примеров, проанализированных Питером
Рэдфордом, можно судить о том, как толковалось понятие «обнаженность». К
примеру, про одного юношу в 1681 году было сказано, что он был «обнажен», в то
время как двое других были «весьма обнажены». Понятно, что последнее означало
абсолютную наготу.
При этом речь не шла о спонтанных акциях, какие, например,
устраивали стрикеры — люди, выбегавшие голыми на стадионы при большом скоплении
народа, например, на футбольных матчах — в США, Канаде, Англии, Австралии,
Италии, Франции и многих других странах в 1970-е годы. Пользуясь некоторым
замешательством, стрикеры срывали с себя одежду и устремлялись на большие
спортивные арены, под прицелы телекамер.
В Англии XVIII века о таком беге обычно объявлялось
заранее, и он собирал сотни и тысячи зрителей. Участники не пытались прикрыться
и старались не смущаться. Как раз наоборот, им нравилось внимание. Но, в
отличие от стрикеров, полиция арестовывала не всех бегунов, хотя и
предупреждения, и аресты после такого бега следовали.
Мужчины и женщины, как правило, не бегали вместе. В 1725
году две дамы из Лондона решили поучаствовать в «Стрипз пашганьш», но им
пришлось оставить на себе белые кальсоны и жилет. Десятью годами позже еще две
практически голые женщины в Лондоне были подвергнуты наказанию. Ради приличия
они должны были одеваться как минимум в кальсоны и жилет.
Мужчины в этом отношении пользовались несколько большей
свободой.
Питер Рэдфорд считает, что английский пуританизм,
имевший особенно сильные позиции в первой половине XVII века, в известной мере
провоцировал публичные акции обнажения. Пуритане не принимали таких поступков
и считали их греховными. Однако это не объясняет, почему участники соревнований
бегали голыми, ведь бег сам по себе был для пуританина провокационным
поступком.
Рэдфорд предположил, что как бегуны, так и Филип Киндер,
описывавший в XVII веке эти события, знали, что спортсмены Древней Греции
состязались без одежды. Употребленное Киндером слово «гимнепаида» позволяет
предположить, что ему были знакомы греческая культура и традиция.
Что касается искусства, в то время господствовал
классический стиль. За период с 1720 по 1770 год в Англию было ввезено примерно
50 000 картин и 500 000 гравюр из Италии, Франции и Голландии. Люди, которые
могли позволить себе приобрести произведения искусства и повесить их на стены,
окружали себя изображениями обнаженной натуры. Если писатели и художники
обращали свои взоры к классикам, то почему бы спортсменам не поступить так же?
Обычай бегать в обнаженном виде исчез в Англии к XIX веку. Согласно
нормам морали того времени, люди, бегающие в голом виде, могли подвергнуться
крупному штрафу, аресту и заключению в психиатрическую лечебницу. |