Многие пытались объяснить финское беговое чудо. Были ли финны
лучше приспособлены для бега, чем другие народы?
Крупнейшая финская газета, «Хельсингин саномат», пустила
миф о приравнивании спортсменов к крестьянам, из-за их тяжелой работы и
физических усилий. В Финляндии, как и во многих других странах, социоэкономическая
элита распространяла национальные мифы, с тем чтобы достижения народных масс
стали достоянием общественности. Элита грелась в лучах славы, появившейся
благодаря труженикам из низших социальных слоев.
Множество местных сообществ в Финляндии жило за счет
земледелия и использования лесных ресурсов. Нехватка современной инфраструктуры
и промышленности заставили «Хельсингин саномат» и многих других обратиться к
спортивной сфере.
Напряженная работа принадлежала к числу финских
добродетелей. Представление о них как о сильном лесном народе было
распространено во всем мире. Когда финнов называли урожденными спортсменами,
это касалось выходцев из крестьянства и низших социальных слоев. Поэтому
финнов приводил в изумление тот факт, что во многих странах спорт был привязан
к академической учебе.
Финские спортсмены часто рассказывали, что им приходилось
много и тяжело работать начиная с семи-восьмилетнего возраста. Для работящих
крестьянских детей было непривычно растрачивать целые дни на спортивные
тренировки, как это делали другие.
Немец Джек Шумахер в 1930-х годах объяснял финское
беговое чудо живописностью страны. Климат и топография Финляндии способствовали
упорству и целеустремленности финнов.
Бег в крови у каждого финна. Когда видишь чистые, густые
леса, широкие, открытые и лучезарные равнины с типичными домиками рабочих,
выкрашенными в красный цвет, холмы с растущими на них группами деревьев — и
бесконечный голубой горизонт, сливающийся с морем, тебя захлестывает волна
радостного настроения и хочется бежать, если нет крыльев. Да, быстро бежать
через эти северные красоты, километр за километром, час за часом. Нурми и его
единомышленники как звери в лесу. Они бежали, потому что чувствовали к этому
глубокую тягу, потому что неповторимый, сказочный пейзаж привлекал их своими
чарующими тайнами.
Не только гонка за рекордами, славой и честью побуждает
сынов Севера к практически сверхчеловеческим достижениям. Их блестящие
результаты — это еще и своеобразная благодарность матери-Земле.
Но если бы решающим фактором был климат, то в Швеции и
Норвегии тоже должны были бы появиться в то время блестящие бегуны. Шведы
держали приличный уровень, но Норвегия, больше всех походившая на Финляндию по
численности населения, сильно отставала. В Норвегии совершенно не была
распространена культура бега на длинные дистанции. Но и Финляндия не была
особенно уникальной страной среди остальной Европы — во всех странах люди
напряженно трудились, чтобы выжить. Долгий путь в школу и детский труд были
обычным делом. Точка зрения Шумахера опиралась во многом на слухи и дорожные
пересуды о финнах, которые казались скромными на международной арене. Все
знали об их молчаливости и потупленном взгляде, своего рода покорности,
превратившейся в уверенность на беговой арене. Вокруг финских спортсменов
возник своеобразный ореол, поскольку они были немногословны и редко говорили
на иностранных языках, а на неведомом и экзотическом всегда легко строить
спекуляции. В случае с финнами этот ореол стал одним из кирпичиков, из которых
ведущие финские литераторы и писатели складывали национальную идентичность.
Культура бега, распространившаяся в Финляндии, сыграла
решающую роль в успехе финских спортсменов. Но нельзя поспорить с тем, что бег
на длинные дистанции отвечал самому финскому национальному характеру. Это был
своего рода современный вариант тяжелой работы в строевом лесу — что-то, что
можно было показать всему остальному миру и заставить тем самым уважать свою
страну, завоевав для нее лавровый венок победителя. Дистанция походила на
финскую сауну, ведь речь шла о том, чтобы продержаться как можно дольше при
наиболее высокой температуре. По пути было тяжело, зато потом наступало
удовлетворение. А чтобы вынести многие трудности, приходилось много
тренироваться.
Пик развития финского бега невозможно определить точно,
но момент, когда его можно было почувствовать, наступил, возможно, в 1952 году,
когда Финляндия устроила Олимпийские игры в Хельсинки.
На церемонии открытия стадион был полон народа, и
Финляндия находилась в центре мирового внимания. Участники входят на стадион,
дефилируют перед зрителями и, наконец, выстраиваются в шеренги.
Происходит событие, которого все ждут. Олимпийский огонь
вносят на стадион руки маленького, быстро бегущего человека. Сразу можно узнать
его стиль — длинные шаги, его бег серьезен и сбалансирован, его встречает
приветственный рев стадиона, устремляющийся вверх, в светлое финское небо.
— Пааво Нурми! — возвещает голос над стадионом, и эта
сцена передается по всем шести континентам.
Это он, живое воплощение финского упорства, все еще
чертовски бодрый и такой же таинственный, разве что волосы на его голове
немного поредели. Десять тысяч зрителей пробирает дрожь, у многих взрослых
людей наворачиваются слезы на глаза, они встают, аплодируют и приветствуют
спортсмена.
Пааво Нурми сросся с Финляндией. Он украшает собой страну и наводит на
мысли о самостоятельности, которой финны добивались в течение многих веков
под чужим господством. Нурми — удивительный пример того, что такая простая
вещь, как бег, может сделать и с одним человеком, и с целым народом. |