Разные звуки особым образом влияют на наш организм,
эмоции и состояние ума. Это было известно тысячи лет назад. Звуки
использовались в медицине для лечения многих заболеваний, для поднятия
настроения, в боевых искусствах. Есть специфические звуки, которые
помогают сосредоточиться и придают больше энергии. Например, звуки «ом»
или «аум» создают вибрации гармонии всех аспектов жизни внутри нас и в
пространстве. Кроме того, использование соединения пальцев рук (мудр)
задает определенное направление движения энергии в теле и развивает
способности головного мозга по удержанию внимания, в том числе на
нескольких вещах одновременно (произнесение звуков, порядок их
произнесения, последовательность соединения пальцев рук).
Существуют особые пранаямы-медитации – с использованием звуков.
1. Произнесение звуков «са-та-на-ма».
Придает силы, энергию и повышает внимательность. Произнесем звуки вместе особым образом.
Припевайте протяжно «са» и т. д., затем в обратном порядке.
Произнесите «са» и надавите кончиком большого пальца на кончик указательного.
Произнесите «та» и надавите кончиком большого пальца на кончик среднего.
Произнесите «на» и надавите кончиком большого пальца на кончик безымянного.
Произнесите «ма» и надавите кончиком большого пальца на кончик мизинца.
Теперь, чтобы стать мастером этой медитации, нужно закрыть глаза и:
♦ произносить звуки вслух;
♦ произносить их шепотом;
♦ произносить звуки про себя;
♦ сделать те же 3 шага, но в обратном порядке.
Вначале произносите эти звуки несколько раз вслух на
выдохе, пока не выработается навык; затем несколько раз шепотом; потом
про себя, продолжая складывать пальцы рук; и, наконец, про себя с
закрытыми глазами. Постепенно время произнесения звуков про себя можно
увеличить с 20 секунд до 3 минут. По окончании пусть дети около 20
секунд побудут в тишине с закрытыми глазами и поучатся наблюдать за
звуками вокруг (близкими и далекими, громкими и тихими). Затем
предложите им рассказать, какие звуки они слышали и что чувствуют внутри
себя.
2. Произнесение звуков «ом-на-ма-ши-ва-я».
Это еще одна пранаяма, переходящая в медитацию.
Звук «ом» создает гармонию. Остальные 5 звуков связаны с
5 элементами, из которых состоит мир, в том числе наше тело. Это земля,
вода, огонь, ветер и эфир (пространство). Расскажите детям об этих
элементах: «В окружающем нас пространстве свет и солнце – это стихия
огня, дуновение ветра – элемент ветра, земля, по которой мы ходим, и
само наше тело, ткани, кости – элемент земли. Дождь, реки, озера и даже
кровь в наших венах – это стихия воды. Все эти элементы взаимодействуют и
находятся в пространстве (элемент эфира). Вы найдете массу примеров и
увидите, что в разных пропорциях все эти элементы присутствуют всегда».
Произнесение этих звуков создает баланс всех пяти
элементов. Звук «ом» гармонизирует их взаимодействие в нас и в
пространстве. Когда все элементы уравновешены, мы очень хорошо себя
чувствуем. Такие звуки помогают нам быть здоровыми и крепкими, не
поддаваться проблемам и радостно преодолевать все препятствия.
Сядьте в любимую позу (скрестив ноги, полулотос или лотос), положите руки ладонями вверх на колени или бедра.
Сделайте вдох и на выдохе коротко произнесите звук «ом».
Снова вдох. На одном выдохе постарайтесь произнести звуки, соединяя при этом пальцы рук в следующем порядке:
♦ «ом» – ладони кверху;
♦ «на» – соедините подушечки больших пальцев правой и левой рук;
♦ «ма» – соедините подушечки указательных пальцев обеих рук;
♦ «ши» – соедините подушечки средних пальцев обеих рук;
♦ «ва» – аналогично с безымянными пальцами;
♦ «я» – соедините мизинцы.
Все пальцы соединены.
Разводя руки ладонями кверху, снова пропойте «ом».
Попросите детей закрыть глаза и повторить последовательность без
перерыва (от 20 секунд до 3 минут в зависимости от уровня подготовки
группы и возраста детей).
В завершение пусть ребята еще около 20 секунд побудут в
тишине с закрытыми глазами, прислушиваясь к звукам вокруг (близким и
далеким, громким и тихим). Затем они поделятся, какие звуки слышали и
что чувствуют внутри себя.
На занятиях можно использовать и другие пранаямы, представленные ниже.
1. Легкое дыхание (полное йоговское дыхание).
Медленно и тихо вдыхайте через нос. Почувствуйте, как
расширяются живот и грудная клетка. Затем очень медленно выдыхайте
воздух через нос и ощущайте, как сжимаются вначале грудная клетка, а
потом живот. Теперь представьте, что в самом центре вашего сердца горит
маленькая свеча. Как только воздух входит внутрь легких, свеча начинает
гореть ярче. Когда воздух выходит, представляйте, что весь мир
согревается вашим светом счастья и любви.
2. Солнечное и лунное дыхание (нади шодана пранаяма).
Продолжайте дышать легко и глубоко. Поднесите к носу
правую руку и зажмите правую ноздрю большим пальцем. Выдохните и
вдохните через левую ноздрю (луна). Зажмите левую ноздрю безымянным
пальцем и мизинцем и медленно выдохните. Затем вдохните через правую
ноздрю (солнце). Мягко выполняйте это дыхание от 5 до 10 раз. Вы
почувствуете необыкновенное спокойствие внутри себя.
3. Дыхание «жужжащей пчелы» (вариант брамари пранаямы).
Закройте глаза и медленно вдохните воздух через нос, а
во время выдоха притворитесь, что вы жужжащая пчела, и издайте долгий
высокий жужжащий звук. Затем издайте долгий низкий жужжащий звук. После
этого – долгий громкий жужжащий звук. Наконец – долгий мягкий и приятный
жужжащий звук. Теперь помолчите и просто послушайте.
4. «Сдуй меня!».
Сядьте на пол. Я сяду напротив вас. Сильно дуйте на
меня, как настоящая буря. Представьте, что вы – ураган, который
поднимает волны в океане. Дуйте вместе так сильно, как только можете, и
попытайтесь сдуть меня. (Когда дети сильно подуют, упадите на бок.)
Теперь перестаньте дуть и поднимите меня. Для этого
втягивайте в себя воздух, как пылесосы. (Когда дети будут сильно
втягивать воздух, медленно поднимитесь.) |