| 
				
			 Разные звуки особым образом влияют на наш организм,
 эмоции и состояние ума. Это было известно тысячи лет назад. Звуки 
использовались в медицине для лечения многих заболеваний, для поднятия 
настроения, в боевых искусствах. Есть специфические звуки, которые 
помогают сосредоточиться и придают больше энергии. Например, звуки «ом» 
или «аум» создают вибрации гармонии всех аспектов жизни внутри нас и в 
пространстве. Кроме того, использование соединения пальцев рук (мудр) 
задает определенное направление движения энергии в теле и развивает 
способности головного мозга по удержанию внимания, в том числе на 
нескольких вещах одновременно (произнесение звуков, порядок их 
произнесения, последовательность соединения пальцев рук). 
 Существуют особые пранаямы-медитации – с использованием звуков. 
 1. Произнесение звуков «са-та-на-ма». 
 Придает силы, энергию и повышает внимательность. Произнесем звуки вместе особым образом. 
 Припевайте протяжно «са» и т. д., затем в обратном порядке. 
 Произнесите «са» и надавите кончиком большого пальца на кончик указательного. 
 Произнесите «та» и надавите кончиком большого пальца на кончик среднего. 
 Произнесите «на» и надавите кончиком большого пальца на кончик безымянного. 
 Произнесите «ма» и надавите кончиком большого пальца на кончик мизинца. 
 Теперь, чтобы стать мастером этой медитации, нужно закрыть глаза и: 
 ♦ произносить звуки вслух; 
 ♦ произносить их шепотом; 
 ♦ произносить звуки про себя; 
 ♦ сделать те же 3 шага, но в обратном порядке. 
 Вначале произносите эти звуки несколько раз вслух на 
выдохе, пока не выработается навык; затем несколько раз шепотом; потом 
про себя, продолжая складывать пальцы рук; и, наконец, про себя с 
закрытыми глазами. Постепенно время произнесения звуков про себя можно 
увеличить с 20 секунд до 3 минут. По окончании пусть дети около 20 
секунд побудут в тишине с закрытыми глазами и поучатся наблюдать за 
звуками вокруг (близкими и далекими, громкими и тихими). Затем 
предложите им рассказать, какие звуки они слышали и что чувствуют внутри
 себя. 
 2. Произнесение звуков «ом-на-ма-ши-ва-я». 
 Это еще одна пранаяма, переходящая в медитацию. 
 Звук «ом» создает гармонию. Остальные 5 звуков связаны с
 5 элементами, из которых состоит мир, в том числе наше тело. Это земля,
 вода, огонь, ветер и эфир (пространство). Расскажите детям об этих 
элементах: «В окружающем нас пространстве свет и солнце – это стихия 
огня, дуновение ветра – элемент ветра, земля, по которой мы ходим, и 
само наше тело, ткани, кости – элемент земли. Дождь, реки, озера и даже 
кровь в наших венах – это стихия воды. Все эти элементы взаимодействуют и
 находятся в пространстве (элемент эфира). Вы найдете массу примеров и 
увидите, что в разных пропорциях все эти элементы присутствуют всегда». 
 Произнесение этих звуков создает баланс всех пяти 
элементов. Звук «ом» гармонизирует их взаимодействие в нас и в 
пространстве. Когда все элементы уравновешены, мы очень хорошо себя 
чувствуем. Такие звуки помогают нам быть здоровыми и крепкими, не 
поддаваться проблемам и радостно преодолевать все препятствия. 
 Сядьте в любимую позу (скрестив ноги, полулотос или лотос), положите руки ладонями вверх на колени или бедра. 
 Сделайте вдох и на выдохе коротко произнесите звук «ом». 
 Снова вдох. На одном выдохе постарайтесь произнести звуки, соединяя при этом пальцы рук в следующем порядке: 
 ♦ «ом» – ладони кверху; 
 ♦ «на» – соедините подушечки больших пальцев правой и левой рук; 
 ♦ «ма» – соедините подушечки указательных пальцев обеих рук; 
 ♦ «ши» – соедините подушечки средних пальцев обеих рук; 
 ♦ «ва» – аналогично с безымянными пальцами; 
 ♦ «я» – соедините мизинцы. 
 Все пальцы соединены. 
 Разводя руки ладонями кверху, снова пропойте «ом». 
Попросите детей закрыть глаза и повторить последовательность без 
перерыва (от 20 секунд до 3 минут в зависимости от уровня подготовки 
группы и возраста детей). 
 В завершение пусть ребята еще около 20 секунд побудут в 
тишине с закрытыми глазами, прислушиваясь к звукам вокруг (близким и 
далеким, громким и тихим). Затем они поделятся, какие звуки слышали и 
что чувствуют внутри себя. 
 На занятиях можно использовать и другие пранаямы, представленные ниже. 
 1. Легкое дыхание (полное йоговское дыхание). 
 Медленно и тихо вдыхайте через нос. Почувствуйте, как 
расширяются живот и грудная клетка. Затем очень медленно выдыхайте 
воздух через нос и ощущайте, как сжимаются вначале грудная клетка, а 
потом живот. Теперь представьте, что в самом центре вашего сердца горит 
маленькая свеча. Как только воздух входит внутрь легких, свеча начинает 
гореть ярче. Когда воздух выходит, представляйте, что весь мир 
согревается вашим светом счастья и любви. 
 2. Солнечное и лунное дыхание (нади шодана пранаяма). 
 Продолжайте дышать легко и глубоко. Поднесите к носу 
правую руку и зажмите правую ноздрю большим пальцем. Выдохните и 
вдохните через левую ноздрю (луна). Зажмите левую ноздрю безымянным 
пальцем и мизинцем и медленно выдохните. Затем вдохните через правую 
ноздрю (солнце). Мягко выполняйте это дыхание от 5 до 10 раз. Вы 
почувствуете необыкновенное спокойствие внутри себя. 
 3. Дыхание «жужжащей пчелы» (вариант брамари пранаямы). 
 Закройте глаза и медленно вдохните воздух через нос, а 
во время выдоха притворитесь, что вы жужжащая пчела, и издайте долгий 
высокий жужжащий звук. Затем издайте долгий низкий жужжащий звук. После 
этого – долгий громкий жужжащий звук. Наконец – долгий мягкий и приятный
 жужжащий звук. Теперь помолчите и просто послушайте. 
 4. «Сдуй меня!». 
 Сядьте на пол. Я сяду напротив вас. Сильно дуйте на 
меня, как настоящая буря. Представьте, что вы – ураган, который 
поднимает волны в океане. Дуйте вместе так сильно, как только можете, и 
попытайтесь сдуть меня. (Когда дети сильно подуют, упадите на бок.) 
 Теперь перестаньте дуть и поднимите меня. Для этого 
втягивайте в себя воздух, как пылесосы. (Когда дети будут сильно 
втягивать воздух, медленно поднимитесь.) |