Воскресенье, 22.12.2024, 18:40
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
БОЛЕЗНИ ПОЗВОНОЧНИКА [21]
ФИТНЕС ПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ ПОЗВОНОЧНИКА [19]
ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛФК ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ [11]
ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ [35]
СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ [4]
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ [5]
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ [0]
БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА [6]
БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ [0]
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК [28]
ЛЕЧЕБНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА [65]
ДЕТСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЙОГА [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог файлов
Главная » Файлы » ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » ДЕТСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЙОГА

Комплекс «сурья намаскар»
30.06.2014, 15:53

Сурья в переводе с санскрита означает «солнце», а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это «приветствие солнца».

Этот комплекс особенно нравится детям. Он представляет собой серию переходящих друг в друга асан в определенной последовательности. «Сурья намаскар» состоит из 12 поз, выполняемых в непрерывном движении. Их можно делать медленно, хорошо растягиваясь в каждом положении и глубоко дыша. Детям младшего возраста не следует заострять внимание на дыхании (пусть оно будет произвольным). Ребята постарше применяют дыхание, что при медленном выполнении очень хорошо успокаивает ум.

Комплекс также делается в быстром темпе (хотя это не рекомендуется детям, у которых есть проблемы со здоровьем или если им тяжело). В таком варианте осуществляется один дыхательный цикл при переходе из одного положения в другое. Подростки могут выполнять комплекс в наиболее динамичном темпе, не обращая внимания на дыхание. Например, один цикл за 8-10 секунд.

Обычно на наших занятиях мы делаем 2–5 кругов «сурья намаскар» перед основным комплексом асан, в зависимости от возраста детей в группе и их способностей. 1 круг – это 2 цикла. Первый начинается с шага правой ногой назад и ее возвращения на место, второй – с движения левой ноги назад и ее возвращения на место. Для детей младшего возраста, которые еще не очень хорошо ориентируются в правой и левой сторонах, это хороший метод выучить расположение право и лево. Например, на правую ногу и руку можно повязать красивые бантики.

Не акцентируйте слишком много внимания на правильности выполнения каждой позы (особенно при быстром выполнении или в случае занятий с детьми младшего возраста). Мягко корректируйте и направляйте. Не нужно долгих объяснений, дети все схватывают на ходу и повторяют за вами. Правильность выполнения важна скорее для вас, чтобы вы знали, к чему должны стремиться ваши воспитанники. Ребятам постарше вы можете периодически напоминать, на что следует обращать внимание.

Дайте детям мотивацию выполнять комплекс каждое утро по 3 круга. Скажите, что так солнце будет давать им больше сил.


Обучите их произносить слова «ом сурья намаскар» («я приветствую тебя, о величайшее солнце, и благодарен за твою силу и жизнь, которую ты даришь всем существам») нараспев перед каждым циклом комплекса. Объясните, что это волшебные слова, своего рода заклинание, которое помогает получить энергию солнца.


Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана).

Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое.

Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.

Эффект при задержке в позе. Настраивает на позитивное отношение к себе и окружающему пространству, создает чувство устойчивости и принадлежности.


1. Приветствие (намаете).

Описание. Сохраняйте основную стойку. Руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки под углом примерно 30° (немного вверх и вперед). При этом движении можно пропеть «ом сурья намаскар».


2. «Полумесяц» – прогиб назад (ардха чандрасана).

А Описание. Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте легкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени – в верхних отделах позвоночника.


Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. При этом движении с благодарностью приветствуйте солнце (даже если оно за облаками), небо и все окружающее пространство.


Эффект при задержке в позе. Укрепляет и растягивает мышцы передней стороны тела: грудной клетки, рук и плеч. Развивает гибкость позвоночника. Тренирует вестибулярный аппарат, тонизирует центральную нервную систему. Укрепляет коленные чашечки.


3. «Аист» – наклон вперед к ногам (хастападасана).

Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе вытягивая вперед руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьте его, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп.


Стремитесь сохранить ноги в коленях прямыми (на начальном этапе можете их согнуть, чтобы опустить ладони к полу). Опустив ладони, старайтесь выпрямить ноги без напряжения, не отрывая руки от пола. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бедрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте мать-Землю с благодарностью за ту заботу, которую она проявляет к каждому живому существу.

Эффект при задержке в позе. Укрепляет и растягивает мышцы задней стороны тела, развивает гибкость позвоночника. Укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение. Повышает гибкость позвоночника. Тонизирует органы брюшной полости.


4. «Всадник».

А Описание. Из положения 3 плавно на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колене, голень перпендикулярна полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях, пальцы вместе и повернуты вперед. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперед (голова назад не запрокидывается).

Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повернуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.


В этой позе ребенок может представить себя всадником на прекрасном коне, который мчит его к открытию новых возможностей и бесконечного потенциала.

Эффект при задержке в позе. Растягивает и укрепляет паховые связки. Благотворно влияет на грудной отдел позвоночника. Растягивает переднюю сторону бедра.


5. «Палка».

Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят вместе. Упор на пальцах стоп, руки остаются прямыми, ладони на полу на уровне плеч, пальцы рук вместе и смотрят вперед. Выпрямляйте тело в одну линию: от макушки головы до пят – прямая струна. Смотрим при этом вниз. Следите, чтобы таз не приподнимался и не опускался, также не опускайте голову. При удержании этого положения дыхание должно быть свободным и полным.


Дополнительно для детей постарше при последнем круге выполнения комплекса можете предложить сделать несколько отжиманий от пола. Если это тяжело, пусть опустят колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы ног, спины, рук и живота.

Промежуточное положение для отдыха – поза «ребенок»

Выполняется в случае необходимости отдыха.

Описание. Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы «на пятки, лоб на пол. Позвоночник расслаблен, руки вытянуты вперед. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.


Эффект. Растяжка мышц спины. При расслаблении в этой позиции ощущаются защищенность и комфорт (как младенец в утробе матери). Детям очень нравится отдыхать в таком положении.


6. «Гусеница» – восемь точек / частей тела (аштангасана).

Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперед, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница), при этом руки остаются на том же месте. В этом положении пола касаются восемь частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя.


Ладони остаются на месте и должны оказаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперед, локти слегка прижаты к туловищу. Если вы выполняете комплекс без задержек в каждой позиции, то плавно продолжайте движение и переходите в позу «кобра».

Эффект. Развивает гибкость позвоночника, особенно в поясничном и грудном отделах. Детям очень нравится представлять себя гусеницей, которая затем превращается в величественную кобру.


7. «Кобра» (буджангасана).

Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нем. На вдохе приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Если это тяжело – можно оставить руки немного согнутыми в локтях, прижатых к туловищу.

Детям при этом нравится шипеть как кобра. Прогибайтесь больше в верхних отделах позвоночника. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперед, толкая грудную клетку вперед и вверх. Вытягивайтесь. Ноги старайтесь держать вместе.


Эффект. Развивает гибкость позвоночника, способствует предупреждению и исправлению патологического кифоза и сколиоза грудного отдела позвоночника. Помогает при лечении грудного и пояснично-крестцового радикулита. Выравнивает и укрепляет межпозвоночные диски, укрепляет все группы мышц спины, улучшая координацию их работы. Снимает боли в спине. Укрепляет руки, плечи, мышцы грудной клетки и живота. Способствует устранению расстройств женской половой системы, таких как лейкорея, дисменорея и аменорея. Тонизирует яичники и матку. Стимулирует аппетит и устраняет запор. Нормализует работу всех внутренних органов, особенно печени и почек. Предупреждает мочекаменную болезнь и способствует ее ликвидации. Омолаживает спинномозговые нервы. Растягивает грудной отдел, расширяя грудную клетку.


8. «Собака» (адхо мукхашванасана).

Вспомните, как кошка превращается в собаку (положение 7 разминки).

Описание. Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки плотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз, к ногам. Шея расслаб– ^ лена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.


На последнем круге можете добавить поднятие одной ноги (дети придумали ассоциацию: «собачка писает», их это забавляет). В первом цикле круга поднимается правая нога, во втором – левая.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы ног, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины, рук. Укрепляется верхняя часть тела, растягиваются подколенные сухожилия.


9. «Всадник».

Описание. Из положения 8 на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперед так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук. Голень перпендикулярна полу, колено левой ноги опустите на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, посмотрите вперед (не запрокидывайте голову назад). Грудная клетка расправлена, плечи немного отведены назад и вниз и расслаблены.


10. «Аист».

Описание. Из положения 9 на очередном выдохе сделайте большой шаг левой ногой вперед, приставляя ее к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола.


11. «Полумесяц».

Описание. В положении 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперед. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу. На вдохе начните подниматься вверх, держа спину прямо. Станьте вертикально, подняв руки вверх, и потянитесь. Мягкий прогиб назад. Ноги устойчивы и выпрямлены. Приятно потянитесь назад всем телом.


12. «Гора».

Возвращаемся в позу, с которой начали.


Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в исходное положение.


Мы выполнили полкруга (1 цикл) комплекса. Сделайте 1–3 глубоких дыхательных цикла или сразу начните вторую часть круга.

Вторая половина круга

Сделайте очередной вдох и на выдохе перенесите руки через Ж стороны перед собой в положение 1 – «намаете» (при этом можно произнести мантру «ом сурья намаскар»). Выполните? действия в той же последовательности. Только теперь при переходе из положения 2 («аист») в положение 3 («всадник») делайте большой шаг левой ногой назад. Затем следуют положения 4–7. При возвращении из позы 8 («собака») делайте шаг левой ногой вперед в позу 9 («всадник»). Затем выполните оставшиеся асаны 10–12.

Выучив последовательность, сделайте от 2 до 5 кругов комплекса.

Эффект комплекса. Упражнения растягивают и согревают все тело, подготавливают его к основным асанам йоги. Воздействуют на основные мышцы и связки, укрепляя их. Стимулируют и улучшают кровообращение, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализуют артериальное давление. Поддерживают гибкость, благоприятствуют смазке суставов, улучшают состояние позвоночника, массируют внутренние органы. При быстром выполнении прекрасно тренируют сердце.

Когда дети освоят «приветствие солнцу», пусть повторяют название поз, в которые переходят. Выберите ведущего, чтобы он, выполняя комплекс, комментировал все действия. На каждом круге ведущего можно менять.

Перейдем к изучению основных асан.

Категория: ДЕТСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЙОГА | Добавил: uchitel | Теги: ЗОЖ для детей, йога для детей, комплекс упражнений в картинках, учителю физкультуры, Асан, детям о йоге, Детская йога, оздоровительная йога для детей
Просмотров: 621 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru