В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество различных движений. Однако все это многообразие форм движений становится доступным ему далеко не сразу после рождения. Но именно в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно-двигательного аппарата, становление походки и манеры держать свое тело — осанки.
Основой всей двигательной деятельности человека является мышечно-связочный аппарат. (Да это и понятно: ведь для выполнения, казалось бы, такого простого движения, как шаг при ходьбе, необходимо, чтобы в работу в строго определенной последовательности включились около 300 различных мышц.)
Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Низкая двигательная активность ведет к нарушению основного обмена в организме и быстрому наращиванию избыточного веса, вследствие чего, наряду с другими патологиями, появляются и различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Прежде всего напомним, что подразумевается под понятием «правильная осанка». Под правильной осанкой принято понимать привычную позу непринужденно стоящего ребенка, который без активного напряжения мышц может держать свое тело в таком положении, что физиологические кривизны позвоночника (в шейном, поясничном и грудном отделах) представляют собой равномерную волнообразную линию, голова и туловище почти не отклоняются от вертикали, грудная клетка слегка выступает вперед,, живот подтянут, ноги прямые.
Нарушение осанки часто связано с плоскостопием — деформацией стопы, характеризующейся стойким уплощением (вплоть до полного исчезновения) сводов.
РИС. 1
Под действием длительных и чрезмерных нагрузок может произойти искривление позвоночного столба (рис. 1, 2). Боковые искривления позвоночника образуют сколиозы, а чрезмерное увеличение изгибов в шейном и поясничном отделах — лордозы.
РИС. 2
Профилактика осанки
Для своевременного выявления нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходимо регулярно проводить осмотр телосложения детей и подростков.
В целях профилактики нарушения осанки в школах (и дошкольных детских учреждениях) рекомендуется осматривать детей и подростков не реже одного раза в год. При проведении тщательного осмотра телосложения можно даже без специальных приборов выявить имеющиесяарушения осанки, дефекты позвоночника и стопы. Для этого необходимо с расстояния не более одного метра осмотреть ребенка спереди, обращая внимание на плечи, которые при нормальном развитии тела должны располагаться на одном уровне. Затем осмотреть обследуемого со стороны спины (линия позвоночника лучше всего просматривается при наклоне ребенка вперед), провести пальцем по остистым отросткам позвонков. В норме линия позвоночника не должна отклоняться от прямой. Надо также проверить симметричность шейно-плечевых линий, верхних и нижних линий лопаток, боковых линий спины. При осмотре ребенка сбоку внимание обращается на профильные линии тела. В профильной позе могут быть обнаружены следующие нарушения: опущенная голова, выпяченный живот, плоская грудь, отстающие (крыловидные) лопатки, сутулая спина.
Различают три степени нарушения осанки: неустойчивые и устойчивые функциональные изменения и фиксированные нарушения.
Дети, у которых при осмотре были выявлены какие-либо отклонения от нормы, направляются к врачу-ортопеду для установления точного диагноза.
После клинического осмотра выделяются школьники, имеющие II и III степени нарушения осанки. Они направляются в кабинет лечебной физкультуры. Детям с I степенью нарушения осанки начальной стадией статического плоскостопия назначаются специальные комплексы физических упражнений.
Как уже говорилось, педагоги и родители учащихся должны знать причины, приводящие к возникновению наиболее распространенных форм нарушений осанки. В настоящее время считается, что главной причиной образования первичных признаков нарушения осанки является общая мышечно-связочная недостаточность. Недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает формирование навыка правильно держать свое тело. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что значительно ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений. Помимо мышечной слабости возникновению различных нарушений опорно-двигательного аппарата способствуют и другие факторы, в том числе социальные и бытовые.
Так, в комплексе причин, влияющих на формирование правильной осанки, можно выделить такие, как хождение летом босиком, правильный подбор обуви, обеспечение подростков средствами, способствующими физическому развитию (лыжи, коньки), подвижный образ жизни, поддержание нормального веса тела, рациональная рабочая поза, отвечающий гигиеническим нормам режим просмотра телепередач, наличие в квартире уголка Для игр ребенка и др.
Следовательно, в профилактике различных нарушений опорно-двигательного аппарата большое значение имеет выполнение общегигиеничёских требований к режиму и быту.
Очень важно соблюдать строгое чередование труда и отдыха в режиме дня подростка. Через каждые 35—40 мин. занятий рекомендуются перерывы с активной формой отдыха. Полезны ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, а также регулярные занятия физическими упражнениями,
Рабочий уголок ребенка рекомендуется располагать в самом светлом месте комнаты: мебель, которой пользуется школьник при выполнении домашних заданий, должна соответствовать его росту. Например, стул подбирается с таким расчетом, чтобы ноги не свисали, а имели опору. (Если ноги ребенка не достают до пола, следует подставить под них скамеечку.) Желательно, чтобы плоскость' стола имела небольшой наклон. Для этого на стол кладут чертежную доску, а под дальний ее край — брусок толщиной 8 см. Такая организация рабочего места соответствует гигиеническим нормам, а значит, способствует формированию правильной осанки.
Самым благоприятным условием для формирования правильной осанки является сон на жесткой постели.
Борьба с уже возникшими дефектами опорно-двигательного аппарата может быть успешной лишь при условии своевременного и комплексного специального воздействия. Необходимо создать систему мер, в осуществлении которых должны принять участие школьные врачи, учителя и родители учащихся. Эта система должна включать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, которую ребенок делает под наблюдением родителей; физкультминутку, выполняемую на 2—3-м уроке под руководством учителя; уроки физической культуры и, наконец, корригирующую гимнастику, которая приводится в специально оборудованных кабинетах под руководством специалистов по лечебной физкультуре. Подбор физических упражнений с целью составления специальных комплексов для формирования осанки осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья, физического развития, возраста. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть доступными для каждого занимающегося, иметь., определенную направленность воздействия, быть строго дозированными и выполняться из различных исходных положений (стоя, сидя и лежа).
В комплексы включаются общеразвивющие упражнения без предметов, направленные на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей, и корригирующие упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, мешочки, скакалки и т. п.). Включаются упражнения для развития равновесия на невысокой опоре, а также ходьба с различными предметами на голове. Эти упражнения должны занимать особое место при формировании навыка правильной осанки.