Суббота, 20.04.2024, 11:06
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [40]
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [75]
ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА [59]
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [90]
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ » ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 5. Основы обучения двигательным действиям
ОБУЧЕНИЕ в сфере физической культуры это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенство человека.
ОБУЧАЕМОСТЬ– это способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками. Способность к обучаемости обусловлена следующими факторами: сложностью изучаемого упражнения; накопленным двигательным опытом; половозрастными показателями; эффективностью применяемых методов обучения; активностью самих занимающихся.
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения производится с определенными взаимодействиями сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами. Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.
ЗНАНИЯ – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
В процессе обучения занимающийся приобретает различные знания: о социальной сущности физической культуры, влиянии занятий физическими упражнениями на функции организма, о методике обучения двигательным действиям, о правилах судейства, методике самостоятельных занятий, режиме питания, страховке, самоконтроле и др.
Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных вида знаний:
Наглядно-чувственные знания выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных и пр.). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия. Это элементарный уровень знаний. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения.
Словесно-логические знания выступают в форме понятий, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники физических упражнений, ее характеристик. Это более высокий уровень знаний.
Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания комментария, сопровождающего показ действия, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Другими словами, на основе знаний важно сформулировать двигательную задачу, которая определяет основу действия, а также расстановку акцентов внимания обучаемого.
В зависимости от требований, предъявляемых исполнителю двигательные задачи распределяются на три группы (М.М. Боген, 1985). К первой группе относятся двигательные задачи, требующие максимального проявления физических качеств при подчиненном значении пространственных характеристик движения (положение тела, форма, направление, амплитуда). Такими являются все двигательные действия, где результат фиксируется инструментально, будь то время, расстояние или поднятый вес.
Во вторую группу включены задачи, требующие максимальной выразительности, красоты, соответствия обусловленным двигательным стандартам при явном подчинении значений уровня проявления физических качеств. В таких движениях результат определяется путем сравнивания техники выполнения с эталоном.
Третья группа включает двигательные задачи, требующие максимальной точности, иногда при ограниченном времени решения двигательной задачи и подчиненном значении, как уровня проявления физических качеств, так и пространственной организации движений.
Итак, процесс обучения двигательному действию начинается с создания представления о способе решения двигательной задачи на основе необходимого минимума знаний, являющихся предпосылкой формирования умений и навыков.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.
Сущность двигательного умения заключается в том, что для него характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями.
• Характерными признаками двигательного умения являются:
• Управление движениями происходит не автоматически.
• Сознание ученика загружено контролем каждого движения.
• Невысокая быстрота выполнения действия.
• Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
• Относительная расчлененность движений.
• Нестабильность действия.
• Неточное запоминание действия.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перехода в навыки.
Важно то, что чем больше багаж умений у занимающегося, тем легче происходит выполнение нового движения. В этом заключается их дидактическое значение.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – психофизиологический механизм построения новых движений на базе ранее приобретенного опыта. В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в него операции становятся все более привычными, координационные механизмы автоматизируются (не требуют специально направленного на них внимания), и двигательное умение переходит в навык.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это такая степень владения действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано.
Характерные признаки навыка:
Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от необходимого контроля за деталями движений, что, во-первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями, а во-вторых, позволяет переключить внимание и мышление на результат и условия действия. Автоматизированное управление движениями при навыке не означает их неосознанность. Человек осуществляет действия всегда сознательно; это – поведенческие акты. Если бы ребенок не приобрел навыка в письме, то его внимание было бы сосредоточено всегда на графическом изображении букв и он бы не смог воспринимать содержание написанного. Точно так же футболист не задумывается над тем, как при ударе по мячу поставить опорную ногу, сделать замах и выполнить удар.
Слитность движений, т. е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивости двигательного действия. С образованием совершенного навыка связаны специализированные восприятия движений и окружающей среды (чувство воды в плавании, льда – в фигурном катании и т. д.).
Устойчивость. Характеризуется способностью сохранять эффективность действия при различных неблагоприятных условиях: необычном психологическом состоянии (волнение, страх), сниженных физических возможностях (утомление, недомогание), неблагоприятных внешних условиях (метеорологические).
Прочность запоминания. Ценность представляет только в тех случаях, когда техника действия не подлежит дальнейшему изменению (оздоровительный бег, катание на коньках, велосипеде). Но при необходимости разрушить прочные навыки нерациональных движений и преобразовать их в соответствии с требованиями целесообразной техники, преподавателям, тренерам и самим ученикам приходится сталкиваться с чрезвычайными трудностями.

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень владения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым – двигательный навык. Процесс совершенствования навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. 8. 2. Теория поэтапного формирования двигательного действия
В соответствии с теорией поэтапного формирования действия П.Я. Гальперина (1958), при обучении любого действия различают две части: ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть, или "ориентировочная основа действия" (ООД) включает в себя систему условий, факторов, основных опорных точек (ООТ).
ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ (ООТ) – это элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий (М.М. Боген, 1985).
Полная ориентировочная основа действия обеспечивает обучающегося, так сказать, "штурманской картой пути", пользуясь которой он может сразу выполнять новое для него задание. Основную задачу формирования действия составляет формирование его ориентировочной части, исполнительная же часть является менее важной.
Теория поэтапного формирования действий применительно к обучению физическими упражнениями "помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на постановку движений, т. е. формирование исполнительной части…, а на руководство формирования ориентировочной основой действий, которая определяет исполнение" (М.М.Боген, 1985).
Для того, чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов:
• формирования схемы ООД;
• формирования действия в материальной форме;
• усвоения действия в форме внешней (громкой) речи;
• формирования действия в форме внешней речи про себя (беззвучно).
На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления.
На втором этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций.
На третьем этапе все понятия, усвоенные, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и содержит его.
На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней речи. Но беззвучно, про себя. По остальным характеристикам действие не отличается от действия на предыдущем этапе: оно также развернуто, обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, действие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться.
На пятом этапе в связи с переходом на внутреннюю речь повышается быстрота ориентировки, исполнения, контроля и коррекции. Отдельные операции выходят из-под контроля сознания, действие автоматизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости.
При обучении двигательным действиям описанные этапы усвоения действия относятся лишь к ориентировочной части, которая последовательно усваивается в перечисленных формах. При этом, как считает П.Я. Гальперин, когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие превращается в двигательный навык.
Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного формирования действий, подчеркнем, что она дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом. Данной теорией доказывается определяющая роль сознания в формировании и дальнейшем применении двигательных действий.
В результате упражнения тренировочного характера, многократно повторяемых в одних и тех же условиях, умения переходят в стадию двигательного навыка. В стадии навыка владение техникой движений происходит в значительной мере автоматизировано, и двигательные действия отличаются высокой степенью надежности. Процесс формирования навыка характеризуется следующим:
• все элементы движения непрерывно связываются в единое целое;
• устраняются лишние мелкие сопутствующие движения, уменьшается напряженность, повышается экономичность усилий;
• формируется четкий ритм, стандартизируется амплитуда движений, появляется возможность в значительных пределах произвольно менять темп работы;
• внимание школьника перемещается с процесса на результат действия;
• повышается динамичность стереотипа двигательного навыка, он легче перестраивается при изменении внешних и внутренних установок.
Программированное обучение. Чем активнее и самостоятельнее ученик, тем быстрее и глубже он овладевает учебным материалом. Переход от сообщающего обучения (школа И.Ф. Герберта) к свободному воспитанию (Д. Дьюи) и далее к проблемному и программированному обучению дает возможность все более дифференцировать сложность заданий с учетом способностей каждого школьника, уйти от общей уравниловки фронтального метода, использовать мелкогрупповой и даже индивидуальный.
Пока из существующих методов программированного обучения – линейного (Б.Ф. Скинер), разветвленного (Н.А. Краудер), адаптивного (Г. Паск) – в практике физического воспитания обычно применяют только отдельные простейшие формы, и чаще всего просто алгоритмические предписания (алгоритм – система правил, описывающих последовательность выполнения тех или иных рабочих операций).
Обучающую программу, содержащую предписания учащимся о порядке действий для овладения изучаемым материалом, составляют в форме заданий. К выполнению каждой следующей серии можно приступать только после полного овладения материалом предыдущей. Основное содержание заданий серии упражнений:
– для предварительной физической подготовки;
– для освоения исходных и конечных положений тела;
– пробное выполнение основных движений;
– оценка правильности изучения движений;
– подводящие упражнения или элементы движения;
– выполнение движения (двигательного действия) в целом, самостоятельно либо с помощью учителя или напарника.
В обучающую программу записывают: название изучаемого упражнения; краткое описание техники его выполнения, с рисунками; что нужно знать и уметь, чтобы выполнить упражнение. Серия заданий включает:
информационный кадр – номер и название упражнения;
операционный кадр – требования к выполнению, то есть точное описание техники по фазам и элементам;
контрольный кадр – упражнение, выполнение которого (или одного из важнейших его элементов) может свидетельствовать об успешном освоении задания.
В качестве примера разучивание кувырка назад: И.п. – стоя 1. присесть, сгруппироваться. 2. – переместить тяжесть тела, перекат на спину и лопатки. 3-распустить группировку, поставить ладони на пол за плечами и, не разгибая ног, перевернуться через голову. 4-после касания носками пола, принять упор присев. 5-принять и.п. Основные элементы – перекат назад в группировке и переворот через голову с опорой руками о пол. Надо уметь делать перекат назад и стойку на лопатках.
Таблица 3
Серии заданий кувырка вперед в программированном обучении

Вера Макеева - Теория и методика физической культуры
В процессе обучения происходит т. н. ПЕРЕНОС НАВЫКОВ – это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего. Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде – управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык "подъема завесом" на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения "подъемом одной"; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.
Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Перенос навыка может иметь различный характер:
Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос возникает при переносе навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.
Косвенный перенос характеризуется тем, что ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система подводящих упражнений.
Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая задача – сохранить равновесие.
Перекрестный перенос – это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при разработке программ по физическому воспитанию, при планировании учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца.
ОШИБКА – выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия. К ошибкам также следует относить неправильные движения и равным образом те движения, которые по мере овладения двигательным действием становятся малоэффективными (Ашмарин, 1990). Однако не всякое отклонение от установленного образца техники должно рассматриваться как ошибка. Нередко отклонения являются не чем иным как индивидуальными особенностями выполнения упражнения.
Общепринятой классификации двигательных ошибок пока не создано. Но в зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:
• грубые, значительные и незначительные;
• стабильные и нестабильные;
• типичные и нетипичные.
Грубыми считаются ошибки, искажающие основной механизм двигательного действия. Например: низкий старт – быстрое поднимание головы. Их необходимо как можно скорее устранять, так как они больше всего мешают обучению. К значительным относят невыполнение общей детали техники; к незначительным – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называют нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются исправлению. Иногда приходится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в дальнейшем, когда несколько угаснут образовавшиеся нервные условные связи, попытаться по-новому подойти к решению не удающейся двигательной задачи.
К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Типичные ошибки встречаются чаще всего, имеют массовый, типичный характер. Появление таких ошибок можно заранее предугадать. Например, в беге детей на короткую дистанцию типичны следующие ошибки: при старте – высокое поднимание таза, при беге на дистанции – чрезмерный наклон туловища вперед и др.
Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Предлагаемая систематизация может помочь лучше разобраться в двигательных ошибках и путях их устранения (табл. 4).
Таблица 4
Основные причины ошибок и пути их устранения

Вера Макеева - Теория и методика физической культуры
Основные правила исправления ошибок:
Ошибка должна быть понята занимающемся. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, постепенно по мере их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.
Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать возможностям занимающегося в данный момент. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.
Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. Различают:
• этап начального разучивания;
• этап углубленного разучивания;
• этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Этап начального разучивания. Целью этого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия. Основными задачами данного этапа являются:
• сформировать смысловые и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения;
• создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действий);
• воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому;
• разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок;
• добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у обучаемых формируется в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
Практическое обучение, как правило, начинают с попыток выполнения главного звена техники. Для этого двигательное действие как бы расчленяют, что существенно упрощает его выполнение. В дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное двигательное действие, т. е. при обучении используют расчлененно-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже самых сложных двигательный действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом.
Выбор метода обучения на этапе начального разучивания обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающего. Если для выполнения разучиваемого действия обучающий недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений – двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием. К ним относятся упражнения:
– полностью имитирующие технику изучаемого движения (бег на месте)
– имитирующие преимущественно форму движения (выполнение попеременного хода на лыжах на месте, без лыж)
– имитирующие преимущественно характер движения (хлыстообразное взмахивание кистью для прочувствования и ускорения в момент выпуска снаряда при метаниях).
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является: недостаточное представление действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, состояние утомления и пр.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающегося, их индивидуальных особенностей а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок, искажающих смысл осваиваемого способа решения двигательной задачи.
Этап углубленного разучивания. Целью данного этапа является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.
Основные задачи этапа:
• уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники;
• добиться слитного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик;
• устранить мелкие ошибки, особенно в основном звене техники.
Данные задачи могут решаться параллельно, т. е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на I этапе обучения все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом.
Не утрачивает своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия становится возможным применение метода идеомоторного упражнения, заключающегося в мысленном представлении выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным выполнением играет большую роль в уточнении представлений о действии.
С появлением слитности в движениях, внимание занимающихся должно постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. На данном этапе используется комплекс разнообразных средств:
• физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;
• подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета.
Формы выполнения действия становятся разнообразнее. Если на I этапе выполнения действия происходило в исключительно стандартных условиях и разучивался лишь основной вариант действия, то на II этапе обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополнительных внешних раздражителей и новых элементов в осваиваемый вариант действия.
Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение занятия и обучение планировать в первой половине основной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами являются:
• добиться слитности и автоматизма выполнения действия;
• довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;
• совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;
• обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
На этом этапе обеспечивается необходимая степень стабильности и вариативности навыка, надежности, экономичности техники действия, достигается соответствие между техническими характеристиками действия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует результативность действия. При этом контроль за выполнением отдельных элементов действия выводится из сферы активного внимания, действия автоматизируется. Комплекс средств и методов, используемых на данном этапе обучения, в основном остается тем же, что и на II этапе. Но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия.

Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий:
• с дополнительным отягощением, чередующиеся с выполнением без отягощения;
• в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями;
• в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями.
Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи.
На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости.
Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий.
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятиям "обучение", "обучаемость", "знания".
Какие виды знаний Вам известны?
Дайте характеристику двигательных умений.
Опишите фазы формирования двигательного навыка.
Что Вы понимаете под ориентировочной основой действия?
Что Вам известно о взаимодействии (переносе) навыков?
Дайте определение двигательной ошибке.
Перечислите основные причины ошибок и пути их устранения.
Назовите этапы обучения двигательным действиям, цель и задачи на каждом этапе.
Категория: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Добавил: uchitel (03.09.2015)
Просмотров: 4084 | Теги: зож для школьников, Физическое воспитание и здоровый об, спорт, методические рекомендации учителю ф, физкультура в школ, теория и методика физкультуры | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru