МЕТОД
– упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в
процессе формирования физического совершенства человека.
МЕТОД
– разработанная с учетом педагогических закономерностей система
действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет
организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося,
обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на
развитие физических качеств и формирование личности. (Ю.Ф.Курамшин,
2003). В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод
реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа
осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас,
показом в определенном темпе и т. д.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Следовательно,
внутри каждого метода используются разнообразные приемы. Чем богаче
запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.
МЕТОДИКА
– специальная система методов, методических приемов обучения и форм
организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.
Например,
можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике
развития силовых способностей, методике физического воспитания в
дошкольных учреждениях и др.
Термин "методика" означает
совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В
методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о
выполнении в определенной последовательности действий (операций),
приводящих к решению поставленной педагогической задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
– совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор
которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и
осуществлением процесса обучения, воспитания и развития.
К
примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и
нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программного обучения
с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии
физических способностей возможны два противоположных подхода:
аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).
В
настоящее время в теории физической культуры имеется несколько
классификаций методов, предложенных Л.П. Матвеевым, Б.А. Ашмариным, В.П.
Лукьяненко, Ю.Ф. Курамшиным, Ю.И. Евсеевым и др.
В
предлагаемой Ю.Ф. Курамшиным классификации методы подразделяются на три
группы. В каждой группе методов можно выделить соответствующие
подгруппы, виды и разновидности методов.
Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
• поставленными задачам обучения и воспитания;
• характером содержания учебного материала, применяемых средств;
• возможностями занимающихся – их возрастом, полом, со стоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.;
•
возможностями самих преподавателей – их предшествующим опытом, уровнем
теоретической и практической подготовленности, стилем работы и
личностными качествами и др.
• временем, которым располагает преподаватель;
• структурой отдельных занятий и их частей;
•
этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической
работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация
или восстановление);
• особенностями внешних условий, в
которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние
оборудования, количеством инвентаря).
Ни один из
многочисленных методов не может быть признан единственным и основным.
Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями,
которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время
оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.
Методы, направленные на приобретение знаний. ЗНАНИЕ
– это форма существования и систематизации результатов познавательной
деятельности человека (Большой энциклопедический словарь, 1997).
Знания
являются одним из ведущих компонентов содержания физического
образования. Их определяют обычно как информацию, воспринятую,
осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. На основе знаний
создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия,
от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу составляют словесные методы.
Словесные
методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью
слова учитель осуществляет многие функции: конструктивную,
организаторскую, активизирует процесс обучения и др. Устное изложение
осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:
Рассказ
– повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются
истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).
Описание
– способ создания у ученика представления о действии. При его
применении говорится, что надо делать, но не указывается почему надо
делать так.
Объяснение – предполагает
раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений,
обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает
обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два
главных вопроса: "Почему так, а не иначе?" и "зачем это нужно делать?".
Беседа
– представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным
материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов
учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование
этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых
ответов.
Разбор – отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.
Указание
– словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при
неправильном выполнении двигательных действий (например, "быстрее",
"выше взмах" и др.).
Оценка – результат анализа выполненного действия (например, "хорошо", "правильно", "плохо" и др.).
Команда
– форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или
изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).
Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп (гребля, для чувства темпа).
Самопроговаривание
– применяется для создания общей картины предстоящих двигательных
действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия, ученик
преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения,
сопровождая мысленное выполнений действий проговариванием выполняемых
элементов, движений вслух, а затем и "про себя" с акцентом внимания на
самые важные характеристики техники.
Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий.
Словесная саморегуляция
– основан на применении внутренней речи при выполнении действий.
Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может
осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Вторую группу составляют методы обеспечения наглядности.
Методы обеспечения НАГЛЯДНОСТИ
в физической культуре способствуют зрительному, слуховому,
двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним
относятся:
Метод непосредственной наглядности – предназначен
для создания у занимающихся представления о технике выполнения
двигательного действия и осуществляется непосредственным показом
движений самим преподавателем или одним из учеников.
Метод
опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для
восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения
(плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т. д.)
Методы
направленного прочувствования двигательного действия направлены на
организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных
частей тела. К ним относятся:
• направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия выполнение упражнений в замедленном темпе
•
использование специальных тренажерных устройств, позволяющих
прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.
Методы
срочной информации – предназначены для получения срочной информации
после или по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные
устройства, электрогониометры, светолидеры и др.)
Методы ОВЛАДЕНИЯ двигательными умениями и навыками. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:
• метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный);
• метод разучивания упражнения в целом (целостно конструктивный);
• метод сопряженного воздействия.
Метод
расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей
движения с последующим их соединением (например, гимнастические
комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:
• при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
• если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
• когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;