ПРИНЦИП
– это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом
достигать поставленной цели (В.С. Безрукова, 1992). Под термином
принципы в педагогике понимают наиболее важные положения, которые
отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога
и занимающегося к намеченной цели с наименьшими затратами сил и
времени. Практическое значение принципов состоит в том, что они
позволяют идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок,
очерчивают главные правила их реализации.Основными социальными принципами отечественной системы физической культуры являются:
ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
предполагает: при выборе средств и методов физической культуры
руководствоваться их оздоровительной ценностью; учитывать соответствие
физических нагрузок возможностям занимающихся; осуществлять
систематический врачебно-педагогический контроль.
ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
предполагает: связь физического воспитания с другими видами воспитания
(умственным, трудовым, нравственным и т. п.); согласованное и
соразмерное развитие физических способностей, формирование
разносторонних двигательных умений и навыков и освоение специальных
знаний.
ПРИНЦИП СВЯЗИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
предполагает: нацеленность на первоочередное формирование жизненно
важных двигательных умений и навыков; формирование способностей
действовать полезно и эффективно в условиях трудовой и военной
деятельности.
Общеметодические принципы – это
отправные положения, которыми необходимо пользоваться преподавателю
физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач. Их характеристика
предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связь с
логикой определения меры педагогического воздействия на личность.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.
Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся
интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной
деятельности, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
– это способность человека правильно разбираться в объективных
закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою
деятельность. Важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до
сознания занимающихся ответы на вопросы: "почему?", "каким образом?", "в
каком объеме?". Осмысленное выполнение физических упражнений,
несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым, повышая
эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности
занимающегося. Одним из важнейших требований данного принципа является
определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также
разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и конкретной
личностью должны ставиться перспективные и текущие цели. В качестве
перспективных целей могут быть: выполнение норм спортивного разряда,
включение в состав сборной команды и др, а текущими: овладение техникой
упражнения, достижение определенного уровня развития физических
способностей и др.
АКТИВНОСТЬ – это мера или
величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в
работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка,
условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Активность может проявляться в различных видах: двигательной активности,
приобретении знаний, в выполнении самостоятельных занятий,
дисциплинированности.
Согласно теории деятельности (С.Л.
Рубштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является
фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и
регулирует мотивы, потребности, интересы и цели.
Современные
исследования показывают, что в процессе формирования потребностей
индивида в двигательной активности существенную роль играют три фактора:
влияние спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет преподавателей); взаимосвязь мотивационной сферы
и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение
жировой массы, гармоничное телосложение, повышение мышечного
компонента); общие закономерности развития и
самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия
культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в
процессе сознательности и активности.
Сознательность и
активность – это два взаимосвязанных фактора. Сознательность без
активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без
сознательности – к нецелесообразным действиям. Только через осознанную
активность можно решить намеченные задачи. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
– обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Наглядность в физической культуре существует в трех формах – зрительная,
звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность
– (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров,
наглядных пособий, учебных видеофильмов) содействует главным образом
уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик
движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения
двигательными действиями.
Звуковая наглядность
– (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой) имеет
преимущественное значение в уточнении временных и ритмических
характеристик движений. Звуковая наглядность играет ведущую роль на
заключительных этапах обучения движениям.
Двигательная наглядность
– предусматривает формирование у человека представления о физическом
упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при
попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности
двигательного действия
– значит понять сущность двигательного действия.
Комплексное
использование всех форм наглядности в учебно-тренировочном процессе
обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию
сущности изучаемого материала. При использовании комплексных форм
наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность тех или
иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия
(доминированием функций зрительного, слухового, тактильного
анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной
систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием
предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и
характер применения наглядности различны в зависимости от этапа
обучения, возраста, пола, подготовленности и типологических особенностей
нервной системы занимающегося. Целенаправленное использование
комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность
учебно-воспитательного процесса.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
– означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической
культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна
быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность
трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной
сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с
педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями
занимающегося, характеризует оптимальную меру доступности.
В
практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила:
от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к
второстепенному.
Индивидуализация учебно-тренировочного
занятия выражается в дифференциации учебных занятий, норм физической
нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов
педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает
присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую
нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально доступный порог
мощности и энергоемкости выполняемых заданий.
ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ
предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде
алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились
к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись
непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими
упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего,
это обеспечение последовательного перехода от развития одних
двигательных способностей к другим; строгого согласования и
распределения учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка
применяемых физических нагрузок. В этом процессе важно учитывать
возрастные особенности развития физических способностей, а также
переноса двигательных навыков. Фундаментальной основой
принципа систематичности является: выполнение нагрузок в дидактически
оптимальной последовательности, выполнение заданий на уровне доступной
трудности, использование интервала отдыха, обеспечивающего процесс
суперкомпенсации функций.
Одним из важных аспектов в
реализации принципа систематичности является многократное повторение
одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на
протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим
рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность
используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий,
условий их проведения, что является предпосылкой всестороннего и
гармоничного развития индивида.
Специфическими принципами,
отражающими закономерности построения занятий физическими упражнениями
(в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической
рекреации), являются принципы непрерывности, прогрессирования
педагогических воздействий, цикличности и возрастной адекватности
воздействия (Ю.Ф.Курамшин, 2003).
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ
является одним из важнейших принципов построения занятий физическими
упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком
больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые
приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.
При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого
последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы"
предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом
чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к
физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой
работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться
нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.
Первый
вариант используется при двух-трех разовых занятиях в день и
предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе
недовосстановления, чем обеспечиваются предпосылки для суммарного
тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при
развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение
последующего занятия в период полного восстановления организма
занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической
работоспособности.
В третьем варианте предусматривается
использование суперкомпенсаторного отдыха, обеспечивающего выполнение
последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый
вариант предусматривает проведение последующего занятия через
длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия
почти утрачены. Данная форма организации занятия используется
преимущественно в сфере активного досуга.
При реализации
принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о
состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии
управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки
(по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха.
Реализация
непрерывности предусматривает выполнение определенных правил.
Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных
перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать
преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно
устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе
занятий.
ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ
предусматривает целенаправленное повышение требований к проявлению
психических функций и двигательной активности (по параметрам объема и
интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке.
Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта
педагогического воздействия с одного качественного уровня на более
высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением
функциональных возможностей организма и физических способностей. Он
выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся,
сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении
используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины
физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Реализация данного
принципа будет приводить к положительным результатам лишь в том случае,
если последующее задание окажется посильным для занимающегося.
Преподавателю
(тренеру) необходимо учитывать сенситивные периоды развития организма
индивида, а также необходимо помнить, что наряду с развитием физических
качеств важно совершенствовать и изменять технику двигательных действий.
ПРИНЦИП ЦИКЛИЧНОСТИ
определяет упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его
сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и
серий (циклов). В практике принято различать микро-, мезо– и
макроструктуру воспитательного процесса.
Микроциклы
(недельные) циклы – совокупность нескольких тренировочных занятий,
которые вместе с восстановительными днями составляют относительно
законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса,
обеспечивающий срочный и отставленный эффекты тренировочных занятий.
Мезоциклы
(месячные) циклы включают в себя от 3 до 6 микроциклов, в которых
меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств.
Мезоциклы обеспечивают суммарный (кумулятивный) эффект занятия
физическими упражнениями.
Макроциклы (годичные) циклы –
включают в себя чередование нескольких мезоциклов. Методологической
основой технологии управления в макроцикле являются объективные
биологические закономерности долговременной адаптации индивида к
физическим нагрузкам.
Принцип цикличности в практике
реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс
физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с
использованием относительно завешенных и циклически повторяющихся
структурных единиц (микро-, мезо– и макроциклов). Серии занятий должны
обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении
кумулятивного эффекта. Последовательность чередования циклов в
многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать
неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ
педагогического воздействия обязывает целенаправленно и последовательно
регулировать меры воспитательного воздействия в соответствии с
возрастными этапами развития организма человека (дошкольный, школьный,
зрелый, пожилой).
Эффективность физического воспитания детей
во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок
преимущественной направленности в период сенситивного развития
организма, что несомненно обеспечивает благоприятные предпосылки для
эффективного роста их спортивно-технического мастерства. Характер
занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста
приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности.
Таким
образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности
предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и
технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных
этапах многолетних занятий, обеспечение гармоничного развития физических
способностей, совершенствование вегетативных и моторных функций
организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного
увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными
возможностями на каждом возрастном этапе.
Каждый отдельный
принцип был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом
деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и
лишь отражают отдельные его стороны. Так, сознательность и активность
обязательно предполагают доступность обучения и развития физических
способностей. Доступность и индивидуализация обеспечиваются наглядностью
и систематичность. Принцип систематичности, в свою очередь, содействует
постепенному повышению тренирующего воздействия. Успешность
учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если
при принятии решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования
всех принципов.
Контрольные вопросы:
Что понимается под принципами в теории физической культуры?
В чем заключаются социальные принципы формирования физической культуры человека?
Перечислите общеметодические принципы.
Дайте характеристику принципу сознательности и активности.
Охарактеризуйте формы проявления наглядности.
Что означает принцип доступности и индивидуализации?
Раскрой значение специфического принципа непрерывности.
Какое значение имеет реализация принципа прогрессирования воздействий?
Раскройте сущность принципа цикличности.
Почему в физической культуре необходимо максимально использовать принцип возрастной адекватности педагогического воздействия?