В настоящее время нет единого взгляда на
сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его
как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей
человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание
закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают
физическое воспитание как развитие физических качеств человека и
обучение движениям.
Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».
Итак, физическое воспитание — это
педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие
людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей
в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и
воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе
воздействие на развитие основных физических и специальных качеств,
повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее
полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими
особенностями конкретного индивида.
Цели физического воспитания можно
сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные,
которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и
гармоничного развития личности согласно определенной концепции
(формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в
занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания
человека, учитывая проблемы развития его физических качеств,
совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и
сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи,
предусматривающие системное формирование необходимого в жизни
индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними
знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта — это
изучение психологических закономерностей формирования у отдельных
спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для
участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных
методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных,
волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для
успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий
тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния
на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые
способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть
внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности
развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования
специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые
обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это
требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально
использовать возможности организма спортсмена путем развития психических
функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического
описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики
спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата
команды;
г) подготовить научно обоснованные
методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок,
выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с
условиями соревнований.
3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все
большее значение приобретает психологическая подготовленность. В
предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные
психические процессы и состояния, возрастает значение психологических
факторов.
Разработка методов предсоревновательной
подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта.
Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности
функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы
для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния,
развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы
разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя
приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для
повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение
содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и
переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации
личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
а) охарактеризовать психологические
закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического
равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивная
среда»;
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства
личности и ее психические состояния (как фактор успешности и
безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов
спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в
процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы
формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и
т. д.), разработать методы управления ими с целью создания
благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности
межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии
психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и
влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в
ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана
команды. |