Профессиональное мастерство учителя
физической культуры во многом определяется его способностями к
педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
1) дидактические способности — это
способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель
должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной
группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их
активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности
заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный
материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
2) академические способности— это
способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный
учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме
учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию
последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам
ведет исследовательскую работу;
3) перцептивные способности— это
способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая
наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его
психического состояния;
4) речевые способности— это способности
ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и к
пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и
заинтересованность в том, что он говорит;
5) организаторские способности — это
умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить
школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность
организовать собственную деятельность;
6) авторитарные способности — это
способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся
побиваться у них авторитета;
7) коммуникативные способности — это
способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход,
наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения,
целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
8) педагогическое воображение — это
способность предвидеть последствия педагогической деятельности:
прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников,
предугадывая, что может «получиться» из учеников;
9) аттенционные способности — это
способность распределять свое внимание между несколькими видами
деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и
формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в
поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков
утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать
нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко
не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое
внимание учитель. |