Социально-психологический климат — степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива.
Социально-психологическую атмосферу
определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но достаточно
высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание
нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих
членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение,
которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных,
отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять
антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует
контролировать коллективное мнение.
Благоприятный социально-психологический климат группы складывается из:
наличия уз товарищества;
взаимопонимания;
доброжелательности и поддержки (что формирует у спортсменов чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций);
строгого соблюдения этических норм
поведения (так как при высоком психическом напряжении и утомлении
человек чаще проявляет раздражение, грубость, более подвержен апатии,
вследствие чего повышается значение нравственных качеств).
Нарушение этических норм поведения,
например, грубое отношение тренера к спортсмену, особенно накануне
соревнований, может привести того к срыву регуляторных механизмов
самосознания, блокировать процесс формирования мобилизационной
готовности и способствовать неудачному выступлению в соревнованиях.
Подготовка спортсменов связана с
длительными тренировками в различных условиях, с выполнением большого
объема упражнений, значительной физической нагрузкой. Все это вызывает
наступление утомления. В это время тренер должен с пониманием относиться
к снижению активности у спортсменов и ухудшению их настроения. В таких
случаях следует добиваться, чтобы провинившегося спортсмена осудили его
товарищи, а не сам тренер. Это повышает чувство ответственности перед
коллективом.
Спортсменам, слабо или неудачно
выступившим на соревнованиях, нужно четко объяснить причины этого и
указать недостатки, прибавив, что, устранив их, можно рассчитывать на
победу в следующий раз. В таких случаях необходимо вселить в
воспитанников уверенность в своих силах и способностях. Размышляя о
социально-психологическом климате группы, нетрудно заметить, что многое в
этой сложной системе зависит от взаимоотношений.
В спортивной группе различают два вида
взаимоотношений: «спортсмен — спортсмен» и «тренер — спортсмен» (первый
вид — горизонтальный уровень, второй — вертикальный). Каждый из этих
видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный.
Формальные отношения в системах
«спортсмен — спортсмен» и «спортсмен — тренер» заранее запрограммированы
и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам.
Отношения в неформальной сфере проходят
и развиваются спонтанно, поэтому их значительно труднее предугадать.
Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и
антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. |