Самосознание — это осознание человеком
себя как личности. Самосознание — это осознанность своих интересов,
стремлений, переживаний индивида, его знания о самом себе, другими
словами, это более или менее целостное и адекватное понятие о
собственном «я» как субъекте, отличном от других субъектов.
В процессе формирования самосознания у
человека появляется с. определенное отношение к себе (эмоциональный
компонент), сочетаясь с знаниями о себе (содержательный компонент),
отношение к себе образует неотъемлемую часть самосознания — самооценку
человека, которая является результатом сравнительного познания себя
через соотношение знаний о себе с знаниями о других или об идеальном
образе личности, существующем в его представлениях. На основании
результатов этого процесса формируется отношение к себе: самоуважение,
гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др.
Самооценка определяет развитие мнения
человека о себе как о личности, которое находится у истоков
самопознания. Следовательно, самооценка — это основополагающий компонент
самосознания.
Самооценка имеет ряд функций: познание
субъектом себя («чего я стою»); прогностическая («что я могу»);
регулятивная («что я должен делать, как себя вести»).
Таким образом, формирование устойчивой и
адекватной самооценки у школьников — это одна из первостепенных
воспитательных задач, которая относится к решению проблем формирования
личности развивающегося человека.
Формирование самооценки связано с прохождением ряда стадий, как указывает Е.П. Ильин:
первая стадия: формирование самооценки
(сравнение себя с другими людьми или эталоном, оценка сходства или
рассогласования, формирование отношения к себе);
вторая стадия: стабилизация или
коррекция самооценки возникновение удовлетворенности или
неудовлетворенности самооценкой, включение механизмов защиты личности:
изменение уровня притязаний: при неудовлетворенности — снижение
самооценки, при удовлетворенности — повышение).
Самооценка может быть адекватной
(соответствующей имеющимся у человека качествам и возможностям) и
неадекватной (завышенная или заниженная самооценка). Завышенная
самооценка школьника приводит к возникновению конфликта с окружающими
при объективной оценке его качеств и возможностей. Такой ученик
отличается проявлением множества неоправданных приказаний (получение
более высоких оценок и т. п.). Заниженная самооценка сковывает
активность и инициативу школьника. Все его успехи он сам считает
случайными.
Адекватная самооценка позволяет
человеку максимально использовать имеющиеся у него возможности,
полностью раскрыть свои способности и тем самым быть достойным,
востребованным членом общества, принося значительную пользу в результате
своей деятельности.
Формирование адекватной самооценки —
процесс сложного, тщательного и объективного изучения способностей и
особенностей школьников и передачи им полученной информации, чтобы
развить у них адекватное отношение к себе. |