Особая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях.
Обучение технике физических упражнений в
физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания
представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы
сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен
служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью
которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей
деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение
каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.
Представление служит программой для реализации двигательных действий.
Имеющийся в памяти человека эталон
(идеальный образ) действия является тем необходимым элементом
деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с
максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция
представления.
Перед выполнением двигательного действия
представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций
(регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей
деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции.
В процессе выполнения действия по
каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга
поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии.
Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и
если она соответствует ему, — деятельность продолжается. Если возникают
какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые
коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей
функции представления.
Регулирующая функция проявляется и после
окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе
выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность,
понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа
заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об
идеальном образе и реально исполненном действии.
Представления о двигательных действиях
выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной
практике. Эта функция — тренирующая. Известно, что, представляя себе
движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных
действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она
характеризуется тем, что спортсмен: оживляет систему механизмов
произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции
нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма.
Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом
выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки
(многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры
механизмов тренируемого произвольного действия.
Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:
чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект;
эффект возрастает, если представление сопровождается «мысленным проговариванием» процесса выполнения действия;
эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками движений;
тренирующий эффект может быть негативным, если представление ошибочно. |