Если говорить о психологическом
обеспечении технической подготовки спортсмена, то в первую очередь
следует обратиться к его структуре: 1) специальные знания; 2)
специальные умения и навыки; 3) образы движений и действий.
Специальные знания
Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач.
Понятия о технике движений составляют
основу спортивно-технического мышления. Уровень спортивного мастерства
находится в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о
технике двигательных упражнений.
Двигательные представления
— это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение
конкретной двигательной задачи. Они формируются при многократном
выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях (несут в себе информацию о внешних признаках движения; где ведущими являются зрительные процессы) и двигательные представления
(отражают внутреннюю сущность движения; раскрываются при
непосредственной двигательной активности; когда ведущая роль переходит
уже к кинематическим процессам).
Специальные умения и навыки
Двигательный навык — это
целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в
процессе упражнения до определенного уровня совершенства, выполняемое
точно, экономично, с высоким качественным и количественным результатом.
Двигательные умения — это
усовершенствованные способы выполнения действий, основанные на
полученных знаниях и опыте. Умения требуют творческого использования
знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной
деятельности.
Двигательная реакция — это осознаваемое двигательное действие в ответ на определенный сигнал.
Особенности психических процессов в осуществлении технической подготовки спортсменов
1. Особенности ощущений
Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.
Мышечно-двигательные ощущения
имеют исключительное значение для правильного выполнения физических
упражнений. Экспериментальные исследования, проведенные А. Ц. Пуни[33], позволяют говорить о том, что, развивая отчетливость
мышечно-двигательных ощущений, мы овладеваем техникой спортивных
упражнений; в то время как совершенствование техники приводит к
дальнейшему развитию мышечно-двигательной чувствительности. Установлено,
что между уровнем развития «мышечного чувства»: (И.М. Сеченов) и
уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь. Указанные ощущения
играют большую роль в правильной координации движений.
Вестибулярные ощущения особенно важны в тех видах спорта, для которых характерны резкие движения, повороты, внезапные ускорения.
Экспериментальным путем было доказано,
что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата
повышают эффективность выполнения многих элементов спортивной
деятельности в таких видах спорта, как гимнастика, спортивные игры,
акробатика.
Осязательные ощущения в
совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия
предметов: их формы, величины, веса, твердости, упругости и положения в
пространстве, что важно при работе на спортивных снарядах или с мячом.
Из данных ощущений особенно следует
выделить: а) ощущение прикосновения; б) ощущение давления (помогает
определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике и т. п.); в)
ощущение вибрации (помогает «слить» свои движения со спортивным
снарядом).
Особая роль в комплексе ощущений, формирующих восприятие движения, принадлежит органическим ощущениям,
которые сигнализируют о состоянии самого двигательного аппарата. К ним
относятся болевые ощущения в мышцах, суставах, ощущения свободы и
легкости сокращения мышц.
Зрительные и слуховые ощущения
в основном выполняют ориентирующую и регулирующую функции, помогают
осмыслить особенности действия, выделив в нем наиболее существенные
моменты, оценить качество выполнения и внести определенные коррективы,
чтобы управлять собственной двигательной деятельностью.
2. Особенности восприятия
Восприятие движений при
выполнении спортивного действия отражает различные особенности и
свойства этого действия (характер, форма, амплитуда, направление,
усилие, продолжительность, скорость, положение).
Восприятие времени имеет
большое значение, так как отражает длительность, скорость,
последовательность, темп и ритм движений. Наиболее сложные формы
временных отношений спортсмена — это восприятие темпа и ритма.
В основе восприятия темпа лежит
последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп
определяет быстроту, с которой одно движение сменяется другим. От темпа
действий во многом зависит интенсивность физических упражнений и их
координационная структура, поэтому овладеть оптимальным темпом движений —
важная задача технической подготовки спортсменов, особенно в
циклических видах спорта.
В основе восприятия ритма лежит определенное
чередование действий, движений и их размеренность. Ритм позволяет
установить правильное чередование движений и их элементов, поэтому
восприятие ритма исключительно важно в технической подготовке
спортсмена. Во многих видах спорта достаточно часто подчеркивается
«ритмический рисунок» спортивного действия. В таких случаях говорят, что
этот рисунок нельзя изменять, так как это нарушит характер движения или
действия.
В процессе занятий конкретным видом спорта у спортсмена следует сформировать специализированное восприятие. В
основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка
раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. В спорте
имеют место такие, например, специальные восприятия, как «чувство
дистанции», «чувство высоты», «чувство воды» и т. д.
3. Особенности внимания и памяти
В технической подготовке спортсмена
внимание выполняет организующую, координирующую, контролирующую,
регулирующую и стимулирующую функции. Достаточно отметить следующие
особенности внимания:
сосредоточение внимания,
т. е. способность спортсмена направлять свое сознание на выполнение
физического упражнения, не отвлекаясь на восприятие всего остального,
необходимо в любых видах спорта;
распределение внимания на несколько объектов (особенно важно при выполнении технических приемов в сложной обстановке);
переключение внимания помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим;
устойчивость внимания обеспечивает стабильность и надежность выполнения технических приемов на протяжении длительного времени.
Важную роль в технической подготовке спортсмена играет осознанное запоминание изучаемых движений. Развитие двигательной памяти, основу
которой составляют мышечно-двигательные образы заученных движений и
логически обоснованные компоненты движений, характерные для данного вида
технического приема пространственные и временные отношения, а также
взаимосвязанность отдельных элементов движения или действия. |