Спортивная психодиагностика — раздел
психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль
психических особенностей спортсменов, ориентированные на решение
текущих прикладных задач.
Практическое использование
психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную
подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев
спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.
Теория психодиагностических измерений
Тестирование — специфический метод измерения индивидуально-психологических различий.
Метод тестов возник в конце XIX в. С
самого начала он мыслился как разновидность экспериментального подхода к
характеристике психических процессов и особенностей личности с помощью
объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и
измерительный характер: направлен на выяснение не только наличия, но и
уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на
практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно
следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандартизация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом случае могут быть получены адекватные количественные оценки, отражающие психические особенности спортсменов.
Надежность
Результаты психодиагностических
измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или
ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении,
возникают три основных класса ошибок:
1) промахи — следствие грубых нарушений
процедуры измерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем
отбрасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;
2) систематические ошибки могут
оставаться постоянными или закономерно меняться от измерения к
измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к
этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с использованием
различных методов сбора данных;
3) случайные ошибки встречаются, когда
при последовательных измерениях постоянной характеристики получаются
различные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется
во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерений).
В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.
1. Повторное измерение
Один из основных способов измерения
надежности — повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же
методом через определенный интервал времени и при одинаковых условиях.
При использовании метода повторного тестирования получают оценку степени
устойчивости тестовых результатов во времени.
2. Параллельное измерение
В этом случае повторное измерение
происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т. е. тех,
которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой
(оценки зависят только от степени выраженности исследуемого свойства
психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).
Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их содержания.
3. Расщепление
Этот метод является как бы развитием
метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности
не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного
теста. При использовании этого метода тест разбивается на отдельные
задания или группы заданий.
В результате можно получить коэффициент
внутренней согласованности теста. Согласованность теста — обязательное
условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае
негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных
испытуемых допускают различное объяснение.
Валидность
Валидность теста показывает, в какой
мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность,
характеристику и т. д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не
обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.
В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.
1. Содержательная валидностъ
Тест является валидным по отношению к
мнению специалистов. Для определения содержательной валидности
используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержание
теста.
2. Очевидная валидностъ
Валидность с точки зрения испытуемых,
которая означает впечатление о предмете измерения, имеет большое
значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение
испытуемого к обследованию.
3. Эмпирическая валидностъ
Тест может служить индикатором (или
предсказателем) строго определенной психической особенности или формы
поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста
определяется коэффициент корреляции тестового результата с внешним
критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Условно выделяют
три группы критериев:
1) экспертная производит независимое
измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов
выполняют тренеры. Однако, как показали специальные исследования,
экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надежность. В связи
с этим экспертные критерии валидности используются редко,
преимущественно в тех случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудно
использовать в качестве внешнего критерия обычные количественные методы
измерения;
2) экспериментальная использует в
качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого
тестирования испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство
личности, что и первый тест;
3) жизненная — это характеристика
реального поведения, которое на основе существующих психологических
теорий считается связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов
психомоторных способностей используются показатели успешности спортивной
деятельности.
4. Концептуальная валидность
Она устанавливается путем
доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу
валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста
проходит три основных этапа:
1) определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;
2) из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;
3) проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.
Стандартизация
Она представляет собой линейное или
нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в
замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интерпретацию
тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования
оценок:
1) приведение их к центронормированному виду;
2) дискретизация.
Таким образом, еще перед использованием
результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме
(трансформация в единый масштаб) и дискретизируют (по определенной
шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким,
средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств. Эти два
вида преобразований представляют собой последовательность шагов,
позволяющих придать результатам измерений вид, удобный для осмысления,
интерпретации и практического использования.
Практичность
К тестам предъявляются достаточно
жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для
проведения многих тестов не требуется предварительной специальной
подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответственно со
стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения
обследования и обработки результатов требуется относительно мало времени
и ограниченное количество персонала.
Прогностическая ценность
Тесты являются инструментом для
прикладного исследования, поэтому важным требованием к ним является
высокая практическая валидность.
Каждый тест должен быть пригодным для прогноза хотя бы одного внешнего критерия. |