Физическое воспитание является важнейшим
элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое
воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и
характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.
В физическом воспитании четко определена
роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции
воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая
направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного
характера.
Система занятий в физическом воспитании
практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации
педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности.
Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на
все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения.
Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в
зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной
периодизации развития человека.
Действительно, физическое воспитание
отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков,
воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в
полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким
свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов
физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания
(рис. 1).
Рис. 1. Схема соотношения возрастных
периодов индивидуального физического развития (в онтогенезе) и
доминирующих форм (видов и разновидностей) многолетнего процесса
физического воспитания
Физическое
развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных
свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции
организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и
массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т. д.).
Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу
физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот
процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных
условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое
воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные
закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные
условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных
физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных
для формирования личности отдельного человека и общества в целом.
Важно отметить, что основным фактором
практической реализации физического воспитания служит активная
двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование
рациональных способов выполнения двигательных действий и других
педагогических задач.
Учитывая, что психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение
психологии физического воспитания — это оптимизация
воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных
формах физической культуры, используя закономерности и особенности
психического развития человека для формирования его личности как
социального существа.
Таким образом, психология физического
воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание
составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических
особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также
организации педагогического процесса. |