Факторы, обусловливающие отношения «тренер-спортсмен»:
задачи деятельности;
система ценностей и потребности тренера;
представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.
Естественно, тренер должен подбирать
учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Он подбирает
таких воспитанников, которые способны реализовать на практике все
концепции и взгляды, планы и замыслы тренера, содействуя ему в
удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более
высокий статус в обществе. На характер восприятия тренером своих
учеников влияют: пол, возраст, уровень спортивного мастерства и т. д.
Данную проблему следует рассматривать
также и со стороны отношения спортсмена к тренеру. Главной отличительной
чертой такого отношения является возраст спортсмена.
Действительно, как показывают опыты
психологов, подростку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить,
насколько его тренер профессионально грамотен. В этом случае спортсмен в
первую очередь дает оценку тренеру как личности, он достаточно ясно
понимает: добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, может
ли он шутить или всегда строг, уважительно ли относится к окружающим и
т. п.
В дальнейшем на отношение спортсменов к
тренеру оказывают влияние их потребности, мотивация, направленность и
система ценностей — факторы, которые формируются в процессе занятий
самим же тренером. Значит, на последующих этапах отношение учеников к
своему тренеру практически зависит от самого тренера и его деятельности.
В значительной мере определяющим
отношение спортсменов к тренеру фактором следует считать их
представление о том, как тренер относится к ним. Спортсменам свойственно
во всех случаях оценивать своего тренера выше, чем он их. Обычно
истинная оценка тренером учеников не совпадает с их представлениями о
том, как к ним относится тренер. При анализе отношения спортсменов к
тренеру, в зависимости от стажа занятий у этого тренера, оказалось, что
отношение к своему первому тренеру не меняется на протяжении нескольких
лет. Отношение к тренеру формируется у спортсменов в первый год занятий и
остается неизменным на многие годы.
Исключение составляют спортсмены, не
сумевшие достичь значительных результатов, у которых в результате этого
сложилось мнение о низком профессионализме своего тренера. Однако в
практике есть случаи, когда спортсмены первого разряда, выполнив
мастерские нормативы, меняют негативное отношение к тренеру, уже высоко
оценивая его как специалиста.
Таким образом, одним из самых главных
факторов, определяющих отношение спортсменов к тренеру, является
способность тренера создать все условия, чтобы его ученики могли
удовлетворить свои потребности в спорте.
Как показывают психологические
исследования, самым негативным и болезненным для спортсмена (в 70 %
случаев) в системе отношений «тренер — спортсмен» является переход от
одного тренера к другому, даже если это связано с повышением уровня
спортивной специализации (переход из юношеской команды во взрослую и
т. п.). |