Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального
функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в
памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности
человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее.
Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью.
Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная.
Зрительная память связана с
запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов,
например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе
учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий,
различных комбинаций спортивных движений и т. д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память
нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если
слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в
окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить
(использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и
понимать высказывания других людей.
Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память,
связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов,
поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов
кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком
при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что
разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью
прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате
мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче
— пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры
движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности
запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1.
Известны и особенности запоминания параметров движений согласно
возрастным периодам. Так, учащиеся I–III классов затрачивают большее
количество времени на заучивание движений. По сравнению со
старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50 % — заучивая степень
мышечных усилий; на 25 % — запоминая амплитуды движений; на 11 % —
усваивая временные соотношения движений.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства
выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо
удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут
вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений,
порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания
побуждают ученика к действию, делают его увереннее.
Любая деятельность в жизни человека, в
том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя
интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в
физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются
зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже
эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения
определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического
упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления
движениями при выполнении двигательных действий. |