Мышление — это процесс
познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным
отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия,
мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы
познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через
умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не
дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и
прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных
операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения,
конкретизации, систематизации и классификации).
В процессе психического и интеллектуального развития каждый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования с предметами — это наглядно-действенный вид мышления, с
которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом
возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения
профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид
мышления часто бывает незаменим, что, в частности, активно проявляется в
тактическом мышлении спортсменов.
Наглядно-образное мышление, опирающееся
на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях,
когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умственную
задачу следует решать с помощью схем или рисунков.
Для словесно-логического мышления характерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.
В практической интеллектуальной
деятельности человек использует все три вида мышления. Оперируя
словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы.
Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает
ему словесное обозначение.
Физические упражнения требуют от
человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются
прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы
физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей
работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и
постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих
этапах физического воспитания.
Особого внимания заслуживает развитие
творческого мышления у школьников. Творческое мышление начинается с
возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает
проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально,
имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность, которая
определяет творческое начало в мыслительной деятельности. Побуждая
учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать,
обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции,
приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает
психологическую основу для успешного решения задач, направленных на
развитие творческого мышления. |