Специфические особенности деятельности
как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях,
целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.
Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.
Необычное по интенсивности и
длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая
особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает
напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в
спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что
разумное систематическое использование таких физических и психических
напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они
становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он
способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию
физических и психических качеств, а в спорте — росту спортивных
результатов.
Только к спорту относится исключительная
особенность: известно, что сущность спортивной деятельности —
соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в
соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего
спортивного результата в борьбе с другими людьми.
Цели деятельности в физическом
воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование
потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья,
повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и
эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом
воспитании — обеспечение как физического и духовного развития, так и
профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил,
норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях
реальной действительности; а в спорте — достижение максимально высокого
спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых
для занятия определенным видом спорта.
Мотивы деятельности в физическом
воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются
в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением
знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.
В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.
Из потребности в движении рождается
мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе
которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения
упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в
сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы
укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития
силы, ловкости и выносливости.
Систематические занятия физическими
упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности,
половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы,
социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы — все
это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и
спортом.
В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.
Мотивы в спорте зависят от целей
деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях,
как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно
высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то
результативность деятельности значительно снижается.
Действия — основное средство
деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия
«деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение
конкретных задач. Действия — это то, с помощью чего достигается
результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как
основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.
Продуктом (результатом) деятельности в
физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект
от занятий физическими упражнениями. В спорте — спортивное достижение,
результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и
соревнованиях.
Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:
1) действия, направленные на подготовку
организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и
совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование
личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);
2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).
Спортивная деятельность может быть представлена в виде следующей схемы.
Схема 2
Структура спортивной деятельности
Все это дает возможность выделить ряд психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности.
Психологические особенности тренировочной деятельности:
обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
совершенствование психологических процессов и свойств личности;
адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;
систематическое повышение ранее
достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического
развития (преодоление самого себя);
подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;
отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;
наличие специфического общения: 1) с
тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и
качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами,
которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;
наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.
Психологические особенности соревновательной деятельности:
соревнование обладает стимулирующим влиянием;
во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;
соревнования влияют на статус спортсмена
в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда
социально значимы, их результаты получают широкую общественную
известность и оценку;
результаты соревнований лично значимы
для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности
избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;
соревнования — это специфический фактор,
создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые
оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и
результат деятельности спортсмена. |