Психогигиена спорта — это область
гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на
сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов.
Главная задача психогигиены спорта —
обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с
психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива,
психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией.
В современном спорте психологические
нагрузки очень велики. В ряде случаев, соревнуясь на пределе
человеческих возможностей, побеждают те, у кого крепче нервы, лучше
эмоционально-волевая подготовленность, кто способен более качественно
восстанавливать свою психическую работоспособность, устраняя избыточное
нервно-психическое напряжение.
Необходимость постоянно преодолевать
большие физические и психические нагрузки связана с повышенной
нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами.
Кроме того, спортивная деятельность
нередко вынуждает спортсменов скрывать внешние проявления психической
напряженности из-за нежелания показать свою слабость, боясь не попасть в
команду, и т. п. Все это, естественно, влияет на здоровье спортсменов,
поэтому в основе психогигиены лежит четкий объективный контроль за
психическим состоянием спортсмена с обязательным критическим осмыслением
полученных данных. С этой целью могут активно применяться различные
методы психодиагностики спорта.
Научно-практические исследования
показывают, что психические расстройства в спорте связаны, в основном,
со снижением уровня работоспособности. С целью восстановления
психической работоспособности психогигиена предлагает ряд специальных
методов.
В качестве таких методов могут применяться:
1. Внушение в состоянии бодрствования.
Со спортсменом проводится беседа. В
простой, ненавязчивой форме ему объясняются причины его неудач и
рекомендуют доступные варианты их оперативного преодоления. Очень важно,
чтобы совместно со спортсменом обсуждалось все, что необходимо
устранить в процессе психорегуляции. Спортсмен должен чувствовать себя
активным партнером психолога (тренера), проводящего с ним беседу, а не
выступать в роли потребителя.
2. Гипносуггестия.
Под вербальными гипносуггестивными
воздействиями подразумевается формирование у спортсмена (с помощью слов)
особого сноподобного состояния, в котором процессы восстановления будут
протекать намного эффективнее, чем во сне или в состоянии
бодрствования.
3. Аппаратурные методы.
Применение словесных методов в
некоторых случаях бывает недостаточно. Следует отметить основные
причины: 1) недостаточная внушаемость спортсмена; 2) неумение
пользоваться методами психорегуляции; 3) отсутствие условий для
проведения сеанса; 4) значительное снижение или, наоборот, повышение
нервно-психического напряжения; 5) неверие в эффективность словесных
методов воздействия.
При появлении причин недостаточности
применения словесных методов большую пользу в осуществлении
восстановления психической работоспособности оказывают аппаратурные
методы.
В целях психопрофилактики и
психогигиены в спорте используются различные психофармакологические
средства. Целесообразность их использования объясняется тем, что:
основное действие этих препаратов помогает нормализовать психо-вегетативные реакции;
они значительно повышают физическую и умственную работоспособности.
Психофармакологические средства делятся на пять групп:
1) транквилизаторы оказывают
седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение,
страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают
вегетативные расстройства;
2) антидепрессанты (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность;
3) психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений;
4) ноотропы действуют на разум,
улучшают деятельность высших психических функций, используются в
качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения
адаптации к длительным физическим нагрузкам;
5) адаптогены очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов:
а) преобладают экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня и др.);
б) выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.).
Психофармакологические средства должны
применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в
послесоревновательном или тренировочном периоде.
Вопросы для самоконтроля
1. На чем основана психологическая подготовка тренера?
2. Объясните структуру психологической подготовки тренера.
3. Чем отличаются друг от друга гетерорегуляционные и ауторегуляционные методы психорегуляции?
4. К какой группе методов психорегуляции относится беседа?
5. Что такое аутогенная тренировка?
6. Что находится в основе идеомоторной тренировки?
7. Какими путями осуществляется регуляция психических состояний?
8. Какие психические состояния, на ваш взгляд, можно считать наиболее актуальными для психорегуляции в спорте?
9. Какими средствами лучше всего бороться с состоянием фрустрации?
10. Что такое психогигиена спорта?
11. Назовите методы восстановления психической работоспособности. |