Мотивы школьника, относящиеся к урокам
физической культуры, можно представить в виде некоторой
последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной
деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и
учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.
Мотивы занятий физической культурой
условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание
школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае
ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам
можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения,
предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все
младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже
более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — легкая
атлетика и т. п.
Мотивы посещения уроков физической
культуры могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те
школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического
развития и укрепления здоровья.
Учащиеся, не удовлетворенные уроками,
вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных
неприятностей из-за прогулов.
Мотивы, связанные с процессом
деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности
и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от
соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).
Мотивы, связанные с результатом
деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в
самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных
нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы — это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы — это желания,
влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с
личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они
характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и
направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями
активности человека.
Мотивационная сфера школьника является
основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она
отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение
к осуществляемой деятельности, т. е. к учебе, поэтому так важно с
началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации
его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических
воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям
физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.
При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников. |