Согласно установкам педагогической
психологии и спортивной педагогики, моделирование деятельности как метод
организации учебного процесса составляет основу рационализации и
повышения эффективности (совершенствования) тех методов и средств,
которые необходимы для обучения и воспитания в спорте.
Моделирование деятельности — это процесс
мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в
предполагаемых условиях. «Проигрывание» — это род эксперимента, который
осуществляется в целой цепи умственных действий. Важно, что мысленное
выполнение действий — это всегда идеомоторная тренировка. Действуя в
уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Как
известно, двигательные представления основываются на воспроизведении в
коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект
которых проявляется в двигательных, вегетативных и других реакциях,
соответственно тем из них, которые возникают при практическом выполнении
воображаемых действий.
Кроме того, моделирование деятельности в
значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью
модельного эксперимента создается дополнительная возможность получить
наиболее полную характеристику не только о самом объекте познания, но и о
методах (вариантах) более рационального ответного действия.
Специфика моделирования заключается в
том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией)
стоит промежуточное звено — модель. Метод моделирования, как элемент
научного познания, представляет собой воспроизведение формы или
некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения
(воспроизведения).
В настоящее время метод моделирования
рассматривается как основной инструмент в изучении сложных
психофизиологических систем с целью управлять ими. Методы моделирования
широко используются в биологии, медицине, педагогике, психологии,
физической культуре и спорте.
Применение моделирования способствует
развитию и формированию у спортсменов логического мышления, т. е. умения
рассуждать, сопоставив данные предлагаемой к решению ситуации, найти
необходимый вариант рационального решения. Теоретические и практические
модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных
факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды
возникает проблемная ситуация: первый раз — при теоретическом изучении
материала, второй — при практическом воспроизведении модели в реальных
условиях.
Преимущества моделирования заключаются и
в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной
активности, что интенсифицирует у них процессы развития интеллектуальных
способностей.
Использование моделей в ходе обучения
повышает возможность эффективно управлять учебно-тренировочным
процессом. Такая система передачи знаний обеспечивает создание
проблемной ситуации, организацию обратной связи и получение объективных
сведений о качестве усвоения изучаемого материала.
Модели имеют свою классификацию,
основанную на материалистическом понимании модели как средства
отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью
ее более глубокого познания.
В спортивной практике наиболее приемлема
классификация моделей, представленная А.А. Братко, П.Л. Волковым, А.Н.
Кочергиным и Г.И. Царегородцевым, которые подразделяют все модели на три типа: 1)
физические вещественные; 2) вещественно-математические; 3)
логико-математические.
К первому типу (физические вещественные)
относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую
природу, сходную с природой изучаемого явления, и сохраняющие, как
правило, геометрическое подобие оригиналу, отличающиеся от него лишь
размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т. п. Например, в
гимнастике — создание шарнирных моделей гимнастов.
Ко второму типу относятся модели,
имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую
природу, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание.
Сюда следует отнести: а) модели требований к идеальному спортсмену; б)
моделирование соревновательных условий; в) применение на тренировках
технических средств обучения; г) разработки новых схем планирования
учебно-тренировочного процесса.
К третьему типу относятся модели,
конструируемые из знаков. В этих моделях физическая, химическая или
биологическая характеристика прототипа и модели уже не играет никакой
роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и
математические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу
относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: а) роста
спортивных результатов; б) уровня тренированности; в) структуры
физического (технического) мастерства; г) степени надежности
соревновательной деятельности спортсмена и др.
Для решения задачи по обеспечению
моделирования во время спортивных занятий следует выделить ряд
положений, которым должны соответствовать модели.
Согласно общепедагогическим принципам,
такие модели должны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и
навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались
информативностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались
обучающимися.
Важно, чтобы модели имели такую
структуру, которая позволяла бы использовать их при
индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в
спортивной практике.
Следует учитывать и особенности
спортивной деятельности (специальные психолого-педагогические требования
и особенности данного вида спорта). Во-первых, это организация процесса
развития и формирования интеллектуальных способностей спортсмена.
Во-вторых, это обеспечение оптимального уровня готовности знаний.
В-третьих, это соответствие моделей психолого-педагогическим принципам
моделирования в спорте (для практических и теоретических занятий).
Составляя модели, важно учитывать следующие принципы:
1) модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта;
2) модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся;
3) содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов;
4) каждая модель или группа моделей
должны быть определенным звеном в системе организации спортивной
деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки
спортсменов;
5) каждая модель должна содержать в себе
известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их
содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько
вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их
индивидуальным особенностям).
Вопросы для самоконтроля
1. Из чего состоят представления о физических качествах?
2. Чем отличается двигательный навык от двигательного умения?
3. Какие виды ощущения мышечного напряжения вы знаете? К какому типу ощущений они относятся?
4. Какие ощущения называются органическими?
5. Что такое восприятие времени при выполнении физических упражнений?
6. Что находится в основе специализированного восприятия?
7. Для чего спортсмену необходим высокий уровень устойчивости внимания?
8. Что такое двигательная память?
9. Какие функции необходимы в процессе умственного решения тактической задачи?
10. Что такое тактическое мышление спортсмена?
11. Что такое гибкость мышления спортсмена?
12. Какие требования предъявляются к плану тактических действий в спорте?
13. Какие действия необходимы для реализации тактического плана?
14. Почему антиципация является одним из ведущих факторов технико-тактического мастерства спортсменов?
15. Перечислите виды антиципации.
16. Дайте характеристику моделированию как методу подготовки спортсменов к соревнованиям.
17. Какие принципы составления моделей спортивной деятельности вам известны? |