Управление группой, ее самоуправление,
воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно
осуществляется как через руководителей, назначенных официально, так и
через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы,
имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами.
Обычно авторитет лидера в группе не
менее силен, чем авторитет руководителя. В роли лидеров могут выступать и
официальные руководители, но на практике это встречается редко, так как
качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не
совпадают, но иногда прямо противоположны. Например, задача
руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том,
чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права,
данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба,
наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В той же
ситуации задача лидера будет совсем иной: снять конфликт, принимая во
внимание личные интересы каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб
работе.
В заботах руководителя на первом месте
обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное — человек со всеми
его эмоциями. Итак, и лидер в группе, и руководитель необходимы. Они
нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем
отношений — деловых и личных.
Лидер — член группы, который обладает
необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное
положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя
своим примером организации и управлению группой и достижению целей
наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке,
лидерство — это процесс управления группой и организация поведения
людей, которые осуществляют лидеры.
Кто может стать и реально становится лидером?
Выход человека в лидеры — результат взаимодействия между ним и группой.
Если индивидуальные особенности этого
человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с
остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся
ситуации, то в результате он становится лидером. При изменении групповой
задачи и требований ситуации лидером может стать другой член группы.
Кроме понятия лидерство в психологии используется другое понятие, уточняющее представление о лидерстве — стиль лидерства.
Среди стилей лидерства выделяются авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль лидерства отличается
ярко выраженной властностью лидера, директивностью его действий,
единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за
действиями ведомых. Такой лидер ограничивает функции остальных членов
группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный —
дисциплинированный исполнитель.
Для демократического стиля лидерства характерно,
что лидер постоянно интересуется мнением зависимых от него людей,
советуется с ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в
управлении. Лидер этого типа уделяет большое внимание не только деловым,
но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства —
это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от
своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он
не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы жизнедеятельности группы
решаются коллективом, это принимается как закон и обязательно не только
для рядовых членов группы, но и для самого лидера.
Соответственно принятой в психологии классификации сфер общения различают формальных и неформальных лидеров.
Формальный лидер — человек,
назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления
руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе
тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не
может быть неформальным лидером.
Неформальный лидер — один из
членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в
ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и
уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные
качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т. п.
Кроме того, в группах могут быть и
полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются
для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер
спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях
определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации,
чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и
успешное достижение цели (капитан команды, староста группы и т. д.).
Помимо лидеров, иерархическую структуру
спортивного коллектива составляют люди, которых можно отнести к
категории занимающих низкий статус — аутсайдеры. Аутсайдеры отличаются
от лидеров не только чисто спортивными, но и психологическими
качествами. Так, лидеры пытаются постоянно и во всем быть с группой,
стремятся к согласию. Аутсайдерам свойственны такие качества, как
независимость, склонность к агрессии, пренебрежение к советам и помощи
товарищей, нежелание пользоваться поддержкой членов коллектива.
Старательность и исполнительность на
тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в
элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с
полной отдачей сил — эти качества у лидеров на достоверном уровне
оцениваются группой и тренером выше, нежели у аутсайдеров, однако
самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров,
за исключением такого качества, как умение заставить себя тренироваться
с полной отдачей сил. |