Задача 20. Приведенные ниже
структурные элементы педагогических способностей (общих для всех
преподавателей) проранжируйте по степени их значимости для деятельности
тренера, поставив на первое место наиболее важный признак.
1. Педагогическое воображение —
способность учителя и тренера предугадывать возможности освоения
учениками текущего учебного материала и предусматривать меры по
улучшению обучения.
2. Педагогическая наблюдательность —
способность учителя и тренера угадывать тенденции развития своего
питомца, т. е. его знаний, спортивных качеств и свойств личности.
3. Требовательность в отношениях к себе и другим.
4. Педагогический такт — подход, проявляемый во взаимоотношениях между учителями-тренерами и учениками.
5. Распределение внимания — внимание, проявляемое в процессе воспитания к каждому питомцу.
6. Организаторские способности —
составная часть педагогических способностей, которая необходима в
процессе учебы и в проведении спортивных мероприятий, в особенности во
время соревнований, являющихся составной частью учебного процесса.
Задача 21. На воспитание каких черт характера и привычек могут повлиять данные примеры?
1. «Футбольный тренер, заслуженный
мастер спорта, слава о котором когда-то гремела и в Советском Союзе, и
за рубежом, проводил с детьми тренировку. Он довольно грамотно давал
объяснения, хорошо показывал технические приемы. Потом „запустил" ребят
на самостоятельную тренировку, а сам отошел в сторону и закурил, бросая
на траву спички и окурки».
2. «Он к занятиям относился с таким
рвением, что после тренировок уставал больше нас. Я очень любил нашего
тренера и старался сделать все так, как он говорил, и не пропускал ни
одного занятия».
3. «Скромнейший, дорогой мой человек,
Яков Иванович! Уже семь лет, как я не тренировался у Вас. Но знали бы
Вы, как часто вспоминал я Тулу, наши занятия. И Вас, такого терпеливого,
корректного, не по-спортивному мягкого. Иногда старался вспомнить,
какой у Вас голос? Не мог. Вы никогда на нас не кричали. А сколько Вы
знали! И что поразительно — откуда знания? В институте ведь не учились…
Большим спортсменом не были…»
Задача 22. В чем состояла ошибка тренера?
«Вначале Жармухамедов на тренировочных
играх пробовал спорить с судьями. Чем меньше был авторитет у судьи, тем
больше Жармухамедов с ним спорил, не соглашаясь с тем или иным решением.
Затем в этих спорах у него начала проскальзывать грубость. Потом он
начал пререкаться и с тренером. Пришлось поговорить с игроком в
спокойной обстановке один на один. Я доказал ему, что он не прав.
Жармухамедов согласился. Ведь парень он в общем спокойный, умный,
трудолюбивый. Но других мер, кроме личной беседы, я, однако, не
применил.
И вот произошло первое серьезное
нарушение. Во время матча в Москве с киевским „Строителем" Жармухамедов
получил пятое персональное замечание и, покидая поле, грубо оскорбил
арбитра. Это был беспрецедентный случай».
Задача 23. О каких недостатках в работе тренера идет речь?
«Что же касается рассуждений о таланте,
то они мне кажутся надуманными, больше того, вредными. Они дают повод
некоторым нашим, с позволения сказать, специалистам от года к году
оправдывать свое ничегонеделание.
Под рукой у данного тренера
тридцать-сорок мальчишек, он занимается с ними „на авось", не проявляет
ни фантазии, ни выдумки, а когда у него спрашивают: „Что же такое, Иван
Иванович, почему нет никакой отдачи?"
Он начинает оправдываться: „Да вот, мол, не находится ни одного таланта"».
Задача 24. О какой важнейшей черте характера тренера говорится в этом отрывке?
«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил
тебе свою любовь и свою веру. Он знает, что ты взрослый, сильный, что
можешь и его научить быть сильным, быть красивым.
И ты всегда обязан быть достойным этой
веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего
поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры». |