Каждый школьный возраст характеризуется особенностями в проявлениях чувств и эмоций.
Эмоциональная сфера младшего школьника
определяется: 1) окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной
и физической деятельности эмоциями; 2) непосредственностью и
откровенностью в выражении переживаний; 3) большой эмоциональной
неустойчивостью, частой сменой настроений; 4) склонностью к
кратковременным и бурным аффектам.
Эмоциогенными факторами для школьников
этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или
неудачи в учебе, оценки за учебную деятельность (учителем, сверстниками,
родителями). Собственные эмоции и чувства, а также других людей слабо
осознаются и понимаются. Мимика других людей воспринимается ими часто
неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним
окружающих.
Для эмоциональной сферы подростков
характерно: 1) большая эмоциональная возбудимость; 2) большая
устойчивость эмоциональных переживаний (подросток долго не забывает
обиды); 3) противоречивость чувств: часто подростки бурно защищают
своего товарища, понимая, что тот достоин осуждения.
У подростка переживания возникают не
только по поводу оценок его другими, но и по причинам самооценки.
Ученика среднего школьного возраста отличает сильно развитое чувство
принадлежности к группе, поэтому для него имеет огромное значение
отношение к нему сверстников, а не учителя.
Характерное для подростка чувство
взрослости вызывает у него стремление к самостоятельности и
независимости. Это чувство вызывает и появление критичности по отношению
к взрослым.
Критичность подростка выражается в том, что он не принимает все на веру, он требует логического обоснования всему, что изучает.
Эмоциональная сфера старшеклассника
отличается: 1) многообразием переживаний, особенно нравственного
порядка; 2) повышением устойчивости эмоций; 3) способностью к
сопереживанию; 4) появлением чувства юношеской любви, которой
свойственны проявления нежности, мечтательности, лиричности и
искренности; 5) развитием эстетических чувств. |